Заключение
Подводя итоги, заметим следующее.
Методология научного исследования, созданная и совершенствуемая многими поколениями ученых является путеводной нитью исследователя в его движении по изучаемому пространству нового и неизведанного. Понятно, что движение это в значительной мере зависит от индивидуальных качеств исследователя. Однако оно значительно облегчается, если есть путеводная нить, карта, описание возможных ловушек, рекомендации, как можно попробовать вести себя в конкретных ситуациях, учитывая опыт предшественников.
Чрезвычайно важен и инструментарий в виде методов. Применение проверенных надежных методов обусловливает получение достоверных результатов. Если нужные методы пока не придуманы, можно придумать собственные. Это очень ценно для науки и практики.
Научное мышление стремится проникнуть в сущность изучаемых явлений и процессов.
Научно изучать – это значит вести поисковые исследования, опирающиеся на предшествующие достижения науки и техники, обоснованно применяя научное предвидение, являясь увлекающимся, но объективным. Не полагаться на авторитеты, а быть критичным, ничего не принимать за истинное, что не представляется ясным и отчетливым, вести поиск причинной связи между рассматриваемыми явлениями, фактами и событиями, а установив какой-либо новый научный факт, важно дать ему объяснение с позиции науки, показать общепознавательное, теоретическое или практическое значение.
Научное исследование – трудоемкий и сложный процесс, который требует постоянного высокого творческого потенциала. В целом ход научного исследования можно представить в виде следующей логической схемы:
Обоснование актуальности выбранной темы. Освещение актуальности должно быть не многословным. Достаточно в пределах одной машинописной страницы, а для дипломных работ в пределах половины страницы, показать главное – суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы.
Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем имеют важное значение. Они если не целиком, то в очень большой степени определяют стратегию исследования вообще и направление научного поиска в особенности. Сформулировать научную проблему – значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно науке о предмете исследования.
Постановка цели и конкретных задач исследования. От обоснования актуальности выбранной проблемы логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить, описать, установить, выяснить, вывести формулу и т.п.). Формулировки задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав исследоваелькой работы.
Определение объекта и предмета исследования. Объект исследования – это то, на что направлено отношение исследователя (это может быть явление, процесс или организация, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения). Предмет исследования – это свойство, качество, особенности объекта, которые предполагается изучить. В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования, именно предмет исследования определяет тему исследовательской работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.
Выбор метода (методики) проведения исследования. Это очень важный этап научного исследования. Методы служат инструментами в добывании фактического материала, исследования его и обобщения, являясь необходимым условием достижения поставленной в такой работе цели.
Описание процесса исследования. Это важная часть исследователькой работы, в которой освещается методика и техника исследования с использованием логических законов и правил.
Обсуждение результатов исследования. Обсуждение ведется на заседаниях профилирующих кафедр, ученых советов, где даются предварительная оценка теоретической и практической ценности научной работы и коллективный отзыв.
Формулирование выводов и оценка полученных результатов. Это заключительный этап научного исследования. Выводы содержат то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты проведенной научной работы.
- Isbn © л л. Высоцкий, а. В. Новокрещенов, 2009
- Введение
- Отличительные особенности научной работы
- 1.1. Специфика научной деятельности
- 1.2. Цель, виды, уровни и эффективность научной работы Цель научной работы
- Виды научной работы
- Классификации уровней и методов научного поиска
- 1.3. Научное изучение и предвидение Признаки научности исследования
- Научное предвидение
- 1.4. Планирование и самоорганизация в науке
- 1.5. Этика научной работы
- Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Методология научного исследования
- 2.1. Методология науки как система
- 2.2. Основные методологические принципы познания
- Принцип комплексности познания
- Системное познание
- Принцип детерминизма
- Историко-логический принцип познания
- 2.3. Логические основы исследований
- Логика дедуктивных и индуктивных выводов
- Правила аргументации
- 2.4. Согласование задания на исследовательскую работу
- Формулировка темы исследования
- Выбор объекта исследования
- Согласование предмета исследования
- Согласование главной цели работы
- Задачи исследования
- Выбор инструментария исследования
- Примерный перечень предполагаемых результатов
- Структура работы
- Перечень предполагаемых иллюстраций к докладу работы
- Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Общенаучные методы научного исследования
- 3.1. Обобщенные методы эмпирического познания Научное наблюдение и описание
- Эксперимент
- Индикаторы и шкалирование
- Типы шкал и правила их построения
- Номинальная шкала
- Ранговая (порядковая) шкала
- Интервальная шкала
- Измерение и сравнение
- 3.2. Общенаучные методы теоретического познания Восхождение от абстрактного к конкретному
- Идеализация и мысленный эксперимент
- Формализация
- Аксиоматический метод
- Метод гипотезы
- 3.3. Общенаучные методы всех уровней познания Применение анализа и синтеза в научных исследованиях
- Применение индукции и дедукции в научных исследованиях
- Возможности аналогий и моделирования в научных исследованиях
- Системный подход
- Особенности системных решений проблем разного профиля
- Системный анализ
- 3.4. Общие методы анализа информации
- Контент-анализ
- Методы группировок и классификаций Методы группировок
- Кластерный анализ
- Факторный анализ
- Методы экстраполяции
- 3.5. Методическое исследование
- 3.6. Комплексное исследование
- Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Специальные методы исследований проблем государственного и муниципального управления
- 4.1. Методы экономических исследований
- Факторы исследования экономических явлений
- Экономические концепции и теории
- Принципы рационализации экономических решений
- Современные проблемы Российской экономики
- 4.2. Методы социологических исследований
- Социальное обследование методом "фокус-групп"
- От социальных обследований к научным исследованиям
- Эмпирические методы социального исследования
- Гипотезы и теории в социальном исследовании
- Социологические концепции, доктрины и парадигмы
- 4.3. Методы исследований социально-экономического поведения Основные проблемы социально-экономического поведения в современной России
- Проблемы совершенствования технологии мотивирования социально-экономического поведения
- 4.4. Методы исторических исследований
- 4.5. Методы гуманитарных исследований
- Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- 5. Представление результатов научной работы
- 5.1. Общие принципы работы с текстом
- Представление табличного материала
- Оформление иллюстративного материала
- 5.2. Введение и Общая характеристика работы
- Актуальность исследования
- Апробация
- Практическая значимость
- Публикации
- Автор защищает
- Структура и объем работы
- 5.3. Основная часть описания научного исследования
- Глава 1. Критический анализ состояния проблемы.
- Глава 2. Предлагаемые способы решения проблемы.
- Глава 3. Проверка и подтверждение результатов исследования.
- 5.4. Заключение и приложения Заключение (основные выводы)
- Приложения
- 5.5. Литературное представление научных результатов
- 5.6. Устные организационные формы научного общения
- 5.7. Общение с оппонентами и процедура защиты Рекомендации к реагированию на замечания оппонентов
- Процедура защиты
- Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Понятийный аппарат исследовательской работы (курсовой, дипломной, заказной, диссертационной)
- Заключение
- Библиографические списки Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Приложение 1. Пример задания на дипломную работу
- Исходные данные для выполнения работы:
- Приложение 2. Пример отзыва научного руководителя
- Приложение 3. Пример рецензии на дипломную работу
- Приложение 4. Пример аннотации аттестационной работы
- Глава 2 (название главы) раскрывает современное состояние региональной статистики, отражает проблемы, мешающие полному удовлетворению в экономической информации.
- Приложение 5. Метод "фокус-групп"
- Навыки и приемы, необходимые модератору
- Учебное пособие
- 630102, Новосибирск, Сибирская академия государственной службы,