5.7. Общение с оппонентами и процедура защиты Рекомендации к реагированию на замечания оппонентов
В науке часто приходится доказывать ложность суждений или неправильность доказательств других исследователей, т.е. делать опровержение их доводов.
Опровержение направлено на разрушение ранее данного доказательства. В зависимости от того, что в доказательстве является уязвимым, критика его возможна нижеследующими способами: критикой тезиса, критикой аргументов и критикой демонстрации.
Первый способ — критика (опровержение) тезиса. Его цель — показать несостоятельность (ложность или ошибочность) критикуемого тезиса. Опровержение такого тезиса может быть прямым или косвенным.
Прямое опровержение строится в форме рассуждения, получившего «название «сведение к абсурду». Аргументация в этом случае протекает в следующем виде: вначале условно допускают истинность критикуемого положения и выводят логически вытекающее из него следствие.
Если при сопоставлении следствий с фактами окажется, что они противоречат объективным данным, то тем самым их признают несостоятельными. На этой основе делают заключение о несостоятельности и тезиса, из которого вытекают неверные выводы.
Косвенное опровержение строится иным путем. Опровергающий может прямо не анализировать тезис противоположной стороны, его аргументы и демонстрации. Он сосредоточивает внимание на тщательном и всестороннем обосновании собственного тезиса, несовместимого с критикуемым.
Если аргументация основательна, то опровержение тезиса противной стороны достигнуто.
Второй способ опровержения ранее состоявшегося доказательства называется «критика аргументов».
При нем необходимо показать ложность или сомнительность аргументов, что докажет необоснованность основанного на них тезиса.
Критика аргументов может выражаться в том, что критикующий указывает на неточное изложение критикуемым фактов, неточность обработки статистических данных и т.п.
Третий способ опровержения тезиса – критика вывода. При ней показывают, что в рассуждениях критикуемого нет логической связи между аргументами и тезисом. Когда тезис не вытекает из аргументов, то он как бы повисает в воздухе и считается необоснованным.
Таковы основные правила аргументирования.
Ф. А. Кузин дает125 еще несколько практических советов, часть из которых мы можем поддержать в следующих формулировках:
В ходе аргументации добейтесь от оппонента одинакового с Вами понимания Ваших аргументов.
Не преуменьшайте значимость сильных аргументов противника, объективно оценивая их важность и демонстрируя свое правильное понимание.
Если ваш аргумент не принимается, найдите причину этого и далее на нем не настаивайте, если не найдете способ его усиления.
—Свои аргументы, не связанные с тем, что говорил противник, приводите после того, как вы ответили на его доводы.
Говорите не только о плюсах своих доказательств или предложений, но и о минусах. Этим вы придадите своим аргументам большую объективность, так как обзор плюсов и минусов лишает их легковесности.
Используйте в качестве аргумента только то, что принимает ваш оппонент. Не путайте факты и мнения.
Подавайте аргументы, демонстрируя уважение к оппоненту и его позиции. Помните, что «друга» убедить легче, чем «врага».
Ссылки на авторитет, известный вашему оппоненту и воспринимаемый им тоже как авторитет, усиливают возможности ваших аргументов. Ищите авторитетное подкрепление им.
Не отвергайте доводы оппонента, если не можете доказать их несостоятельность, а, признавая их правомерность, попытайтесь переоценить их силу и значимость. Демонстрируйте по возможности значимость потерь в случае принятия позиции противной стороны, или уменьшение значимости выгод, ожидаемых ею.
- Isbn © л л. Высоцкий, а. В. Новокрещенов, 2009
- Введение
- Отличительные особенности научной работы
- 1.1. Специфика научной деятельности
- 1.2. Цель, виды, уровни и эффективность научной работы Цель научной работы
- Виды научной работы
- Классификации уровней и методов научного поиска
- 1.3. Научное изучение и предвидение Признаки научности исследования
- Научное предвидение
- 1.4. Планирование и самоорганизация в науке
- 1.5. Этика научной работы
- Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Методология научного исследования
- 2.1. Методология науки как система
- 2.2. Основные методологические принципы познания
- Принцип комплексности познания
- Системное познание
- Принцип детерминизма
- Историко-логический принцип познания
- 2.3. Логические основы исследований
- Логика дедуктивных и индуктивных выводов
- Правила аргументации
- 2.4. Согласование задания на исследовательскую работу
- Формулировка темы исследования
- Выбор объекта исследования
- Согласование предмета исследования
- Согласование главной цели работы
- Задачи исследования
- Выбор инструментария исследования
- Примерный перечень предполагаемых результатов
- Структура работы
- Перечень предполагаемых иллюстраций к докладу работы
- Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Общенаучные методы научного исследования
- 3.1. Обобщенные методы эмпирического познания Научное наблюдение и описание
- Эксперимент
- Индикаторы и шкалирование
- Типы шкал и правила их построения
- Номинальная шкала
- Ранговая (порядковая) шкала
- Интервальная шкала
- Измерение и сравнение
- 3.2. Общенаучные методы теоретического познания Восхождение от абстрактного к конкретному
- Идеализация и мысленный эксперимент
- Формализация
- Аксиоматический метод
- Метод гипотезы
- 3.3. Общенаучные методы всех уровней познания Применение анализа и синтеза в научных исследованиях
- Применение индукции и дедукции в научных исследованиях
- Возможности аналогий и моделирования в научных исследованиях
- Системный подход
- Особенности системных решений проблем разного профиля
- Системный анализ
- 3.4. Общие методы анализа информации
- Контент-анализ
- Методы группировок и классификаций Методы группировок
- Кластерный анализ
- Факторный анализ
- Методы экстраполяции
- 3.5. Методическое исследование
- 3.6. Комплексное исследование
- Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Специальные методы исследований проблем государственного и муниципального управления
- 4.1. Методы экономических исследований
- Факторы исследования экономических явлений
- Экономические концепции и теории
- Принципы рационализации экономических решений
- Современные проблемы Российской экономики
- 4.2. Методы социологических исследований
- Социальное обследование методом "фокус-групп"
- От социальных обследований к научным исследованиям
- Эмпирические методы социального исследования
- Гипотезы и теории в социальном исследовании
- Социологические концепции, доктрины и парадигмы
- 4.3. Методы исследований социально-экономического поведения Основные проблемы социально-экономического поведения в современной России
- Проблемы совершенствования технологии мотивирования социально-экономического поведения
- 4.4. Методы исторических исследований
- 4.5. Методы гуманитарных исследований
- Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- 5. Представление результатов научной работы
- 5.1. Общие принципы работы с текстом
- Представление табличного материала
- Оформление иллюстративного материала
- 5.2. Введение и Общая характеристика работы
- Актуальность исследования
- Апробация
- Практическая значимость
- Публикации
- Автор защищает
- Структура и объем работы
- 5.3. Основная часть описания научного исследования
- Глава 1. Критический анализ состояния проблемы.
- Глава 2. Предлагаемые способы решения проблемы.
- Глава 3. Проверка и подтверждение результатов исследования.
- 5.4. Заключение и приложения Заключение (основные выводы)
- Приложения
- 5.5. Литературное представление научных результатов
- 5.6. Устные организационные формы научного общения
- 5.7. Общение с оппонентами и процедура защиты Рекомендации к реагированию на замечания оппонентов
- Процедура защиты
- Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Понятийный аппарат исследовательской работы (курсовой, дипломной, заказной, диссертационной)
- Заключение
- Библиографические списки Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Приложение 1. Пример задания на дипломную работу
- Исходные данные для выполнения работы:
- Приложение 2. Пример отзыва научного руководителя
- Приложение 3. Пример рецензии на дипломную работу
- Приложение 4. Пример аннотации аттестационной работы
- Глава 2 (название главы) раскрывает современное состояние региональной статистики, отражает проблемы, мешающие полному удовлетворению в экономической информации.
- Приложение 5. Метод "фокус-групп"
- Навыки и приемы, необходимые модератору
- Учебное пособие
- 630102, Новосибирск, Сибирская академия государственной службы,