logo search
ММНИ учеб

Эмпирические методы социального исследования

Наиболее популярным эмпирическим методом ис­следования разнообразных социальных явлений, событий и процес­сов служат различные виды социальных опросов, обследований и обзоров: от малых групп до изучения общественного мнения в ре­гионах и стране в целом.

Для проведения опросов и анализа их результатов используются различные статистические методы исследования и техника построения репрезентативной выборки из генеральной совокупности, или популя­ции. К популяции относятся все люди, коллективы и социальные ин­ституты, о которых исследователь собирает соответствующую инфор­мацию. Поскольку ученый не в состоянии исследовать популяцию в целом, то он по установленным в статистике требованиям делает из нее определенную выборку. Важнейшими из этих требований являют­ся: во-первых, рандомизация, согласно которой любой элемент может быть выбран из популяции с одинаковой вероятностью, что устра­няет предвзятость выборки; во-вторых, репрезентативность выбор­ки, которая должна обеспечить адекватное представление о струк­туре популяции. Нередко для получения более правдоподобных ре­зультатов приходится прибегать к стратифицированной выборке, для чего вся популяция делится на соответствующие страты, или группы, из которых затем наугад выбираются отдельные индивиды. Такая выборка обеспечивает возможность включения в ее состав примерно одинакового процента важнейших групп популяции.

На основе детального статистического анализа выборки или об­разца, в дальнейшем делается прогноз, относящийся ко всей попу­ляции, который представляет собой вероятностное заключение от выборки к популяции, т.е. от частного к общему.

Техника самого исследования выборки может быть весьма разно­образной: опрос, интервью, наблюдение, хотя чаще всего практику­ется опрос.

Для большей достоверности и убедительности могут исполь­зоваться тщательно разработанные анкеты. В целом методы опроса полезны прежде всего тогда, когда исследователь не в состоянии непосредственно судить о предпочтениях, оценках и мнениях лю­дей по различным актуальным вопросам политической, экономиче­ской и культурной жизни общества, их отношении к мероприятиям и решениям правительства и других властных структур. Опросы подходят также для дескриптивного анализа социальных ситуаций, складывающихся в обществе. Отчасти они могут помочь и в объяс­нении простейших зависимостей между явлениями путем установле­ния причинных или корреляционных связей между ними.

Важным средством получения надежной социологической ин­формации является так называемое включенное наблюдение. Наблюдения изнутри да­ют более надежную информацию, чем извне, особенно если исследо­ватель внедряется в коллектив анонимно.

Недостаток методов включенного наблюдения заключается в том, что они применимы лишь в малых группах и поэтому заключения, по­лученные при их исследовании, трудно поддаются экстраполяции и обобщению. Наибольшее значение этот метод, по-видимому, имеет при ис­следовании социальных отношений, обычаев и культуры отсталых племен, поэтому фактически он давно используется антропологами и этнографами.

Социальный эксперимент. Достоинство социального эксперимента заключается, прежде всего, в возможности воспроизведения его результатов другими ис­следователями, что значительно усиливает к ним доверие ученых. М.В. Ломоносов говорил, что один опыт он ставит выше, чем тысячу мнений, рожденных воображением.

Назначение эксперимента в социологии, как и в естест­вознании, состоит в проверке гипотез, что придает исследованию целенаправленный и планомерный характер.

Естественнонаучный и социальный эксперименты в принципе сходны в том, что они представляют собой активный, целенаправ­ленный и организованный метод изучения действительности. Если наблюдения, в том числе и включенные наблюдения в социологии, ограничиваются в основном констатацией и описанием существую­щих фактов, то в эксперименте исследователь получает возможность выделять интересующие его факты, отбирая для этого присущие им существенные свойства и величины, а главное контролировать весь ход процесса исследования.

Логическая структура эксперимента основывается на индуктив­ных методах исследования причинных связей, сформулированных в XIX в. Миллем.

Классический способ проверки гипотез опирается на метод установления различия между двумя множествами объектов, например группами, первую из которых на­зывают экспериментальной, а вторую — контрольной. Изменения, которые проводят с экспериментальной группой, проверяют путем сравнения с контрольной группой. Но для этого обе группы долж­ны быть идентичными по своей структуре и объектам. Их выбор можно осуществить различными способами, но наиболее предпоч­тительна рандомизация, согласно которой любой объект с одинако­вой вероятностью может стать членом как экспериментальной, так и контрольной группы. После того как идентичность групп будет установлена, проведение эксперимента сводится к манипуляциям с экспериментальной группой посредством изменения эксперимен­тальной переменной. Такая переменная будет считаться независи­мой и поэтому может изменяться по желанию экспериментатора. Другие переменные изменяются в соответствии с изменением неза­висимой переменной и соответственно называются зависимыми от них функциями.

В конкретных социологических исследованиях независимые пе­ременные обычно отождествляют с причиной, а зависимые перемен­ные — с действием, или следствием. При таком подходе задача со­циального эксперимента сводится к проверке причинной связи ме­жду явлениями.

Планируемый эксперимент обычно включает три взаимосвязанных друг с другом этапа:

Главная забота исследователя при проведении социального экс­перимента состоит в том, чтобы точно установить, какие основные факторы воздействуют на изучаемый процесс, определить его при­чину (или причины). Это проще сделать в условиях лабораторного эксперимента, где можно изолироваться от влияния второстепен­ных, несущественных факторов. В условиях полевого эксперимента осуществить это крайне трудно, но такой эксперимент дает единст­венную возможность наблюдать социальные процессы в естествен­ных условиях их протекания.