4.3. Методы исследований социально-экономического поведения Основные проблемы социально-экономического поведения в современной России
Главной причиной, обусловившей отказ от прошлого, провозглашенный перестройкой в 1980-е гг., явилось стремление преодоления затратного механизма хозяйствования и устранения ограничений возможностей развития человека, связанного с утверждением его вторичности по отношению к институтам государства.
Однако очень скоро надежды на лучшее будущее стали уступать место разочарованию. Как показывают опросы общественного мнения91, значительная роль в негативном восприятии населением осуществляемых реформ и их низкой эффективности принадлежит социально-психологическим факторам и, прежде всего, недооценке традиционных для российской культуры нравственных норм. Наши сегодняшние просчеты в управлении базируются на пренебрежении собственным опытом и преувеличении значения зарубежного опыта для становления российского бизнеса.
Проводимые сегодня социально-экономические преобразования в России входят в противоречие с традиционными нормами национальной культуры. Система человеческих ценностей, нравственных норм не может быть изменена волевым порядком. Социально-экономические преобразования представляют собой не просто замену старого экономического механизма хозяйствования, но и попытку отрицания образа жизни значительной части населения, что приводит к росту негативного отношения к переменам. Следствием такого отношения населения к экономическим преобразованиям явился кризис трудовой мотивации.
Исторически сложившийся менталитет человека, проживающего в самом холодном на планете климате нашей страны и, соответственно, самом тяжелом для жизнедеятельности, предопределил больший уклон значимости общественных интересов против личных. В одиночку выживать в нашем климате слишком трудно. Поэтому для российского человека большое мотивирующее значение всегда имели само содержание трудовой деятельности, возможность самоутверждения в труде, общественная значимость и полезность труда. Что же касается материальных стимулов к труду, их действие носило весьма ограниченный характер.
Немаловажную роль в слабости экономических стимулов в доперестроечной России играло то обстоятельство, что размер оплаты труда не отражал реальной цены рабочей силы. Тяжелые условия жизнедеятельности в нашей стране объективно обусловливают то, что и сегодня на один доллар среднечасовой заработной платы среднестатистический российский работник производит примерно в три раза больше валового внутреннего продукта, чем аналогичный американский.
Другой причиной низкой эффективности экономических стимулов к труду в советской России служило отсутствие конкуренции в сфере занятости.
В трудовой мотивации советского работника большую роль играли идеология и методы внеэкономического принуждения к труду. Поэтому при отказе от прежней идеологии и отсутствии равноценной ей замены, а также в условиях, когда занятость перестала быть гарантированной, трудовая мотивация российских работников оказалась в кризисе.
Сегодняшнее смещение трудовой мотивации на уровень первичных, базовых потребностей представляет собой большую проблему для развития как отдельной личности, так и общества в целом. Все более явно заявляет о себе необходимость формирования такой системы социально-экономической мотивации, которая бы способствовала сбалансированному развитию как базовых, экономических потребностей личности, так и высших социальных потребностей; как индивидуальных, так и коллективных начал трудовой деятельности.
В поиске ориентиров экономического развития России в XXI в. первостепенное значение, по нашему мнению, будет иметь стремление российского общества к построению такой экономической модели хозяйствования, где личные интересы каждого работника будут глубоко увязаны с интересами развития общества.
В качестве основных направлений необходимых перемен следует признать:
отказ от попыток признания первичности интересов личности или интересов общества в пользу обеспечения их гармонии;
переход от культивирования беззаветной преданности к формированию свободной, творческой личности;
переход от культа «великих людей» к признанию особой значимости и уважению прав отдельной личности;
переход от всеобщей уравнительности к равным возможностям, предоставляемым обществом каждому его члену.
Таким образом, указанные проблемы социально-экономического поведения в современной России показывают актуальность исследований по совершенствованию мотивации социально-экономического поведения.
- Isbn © л л. Высоцкий, а. В. Новокрещенов, 2009
- Введение
- Отличительные особенности научной работы
- 1.1. Специфика научной деятельности
- 1.2. Цель, виды, уровни и эффективность научной работы Цель научной работы
- Виды научной работы
- Классификации уровней и методов научного поиска
- 1.3. Научное изучение и предвидение Признаки научности исследования
- Научное предвидение
- 1.4. Планирование и самоорганизация в науке
- 1.5. Этика научной работы
- Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Методология научного исследования
- 2.1. Методология науки как система
- 2.2. Основные методологические принципы познания
- Принцип комплексности познания
- Системное познание
- Принцип детерминизма
- Историко-логический принцип познания
- 2.3. Логические основы исследований
- Логика дедуктивных и индуктивных выводов
- Правила аргументации
- 2.4. Согласование задания на исследовательскую работу
- Формулировка темы исследования
- Выбор объекта исследования
- Согласование предмета исследования
- Согласование главной цели работы
- Задачи исследования
- Выбор инструментария исследования
- Примерный перечень предполагаемых результатов
- Структура работы
- Перечень предполагаемых иллюстраций к докладу работы
- Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Общенаучные методы научного исследования
- 3.1. Обобщенные методы эмпирического познания Научное наблюдение и описание
- Эксперимент
- Индикаторы и шкалирование
- Типы шкал и правила их построения
- Номинальная шкала
- Ранговая (порядковая) шкала
- Интервальная шкала
- Измерение и сравнение
- 3.2. Общенаучные методы теоретического познания Восхождение от абстрактного к конкретному
- Идеализация и мысленный эксперимент
- Формализация
- Аксиоматический метод
- Метод гипотезы
- 3.3. Общенаучные методы всех уровней познания Применение анализа и синтеза в научных исследованиях
- Применение индукции и дедукции в научных исследованиях
- Возможности аналогий и моделирования в научных исследованиях
- Системный подход
- Особенности системных решений проблем разного профиля
- Системный анализ
- 3.4. Общие методы анализа информации
- Контент-анализ
- Методы группировок и классификаций Методы группировок
- Кластерный анализ
- Факторный анализ
- Методы экстраполяции
- 3.5. Методическое исследование
- 3.6. Комплексное исследование
- Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Специальные методы исследований проблем государственного и муниципального управления
- 4.1. Методы экономических исследований
- Факторы исследования экономических явлений
- Экономические концепции и теории
- Принципы рационализации экономических решений
- Современные проблемы Российской экономики
- 4.2. Методы социологических исследований
- Социальное обследование методом "фокус-групп"
- От социальных обследований к научным исследованиям
- Эмпирические методы социального исследования
- Гипотезы и теории в социальном исследовании
- Социологические концепции, доктрины и парадигмы
- 4.3. Методы исследований социально-экономического поведения Основные проблемы социально-экономического поведения в современной России
- Проблемы совершенствования технологии мотивирования социально-экономического поведения
- 4.4. Методы исторических исследований
- 4.5. Методы гуманитарных исследований
- Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- 5. Представление результатов научной работы
- 5.1. Общие принципы работы с текстом
- Представление табличного материала
- Оформление иллюстративного материала
- 5.2. Введение и Общая характеристика работы
- Актуальность исследования
- Апробация
- Практическая значимость
- Публикации
- Автор защищает
- Структура и объем работы
- 5.3. Основная часть описания научного исследования
- Глава 1. Критический анализ состояния проблемы.
- Глава 2. Предлагаемые способы решения проблемы.
- Глава 3. Проверка и подтверждение результатов исследования.
- 5.4. Заключение и приложения Заключение (основные выводы)
- Приложения
- 5.5. Литературное представление научных результатов
- 5.6. Устные организационные формы научного общения
- 5.7. Общение с оппонентами и процедура защиты Рекомендации к реагированию на замечания оппонентов
- Процедура защиты
- Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Понятийный аппарат исследовательской работы (курсовой, дипломной, заказной, диссертационной)
- Заключение
- Библиографические списки Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Приложение 1. Пример задания на дипломную работу
- Исходные данные для выполнения работы:
- Приложение 2. Пример отзыва научного руководителя
- Приложение 3. Пример рецензии на дипломную работу
- Приложение 4. Пример аннотации аттестационной работы
- Глава 2 (название главы) раскрывает современное состояние региональной статистики, отражает проблемы, мешающие полному удовлетворению в экономической информации.
- Приложение 5. Метод "фокус-групп"
- Навыки и приемы, необходимые модератору
- Учебное пособие
- 630102, Новосибирск, Сибирская академия государственной службы,