logo search
ММНИ учеб

Принципы рационализации экономических решений

При решении сложных задач управления в экономике и социальной жизни в настоящее время меньше полагаются на интуицию и здравый смысл, а обращаются к анализу проблемы, построению математических моделей и расчету.

Такой подход к анализу принятия решений впервые был пред­принят в рамках теории исследования операций, появившейся в пери­од Второй мировой войны. В настоящее время исследование опера­ций из узкой специальной теории управления военными действиями превратилось в общенаучное на­правление исследований, связанное с применением математиче­ских методов для обоснования решений во всех об­ластях целенаправленной человеческой деятельности.

Дальнейшее развитие эта теория получила после опубликования Дж. фон Нейманом и О. Моргенштерном в 1944 г. работы, посвя­щенной теории игр и экономическому поведению66. Эта теория дает рекомендации к действиям в условиях неопреде­ленности и риска.

Характерной чертой рассматриваемой модели является ее рацио­нальность, так как предполагается, что субъект, принимающий решение, рассуждает и поступает разумно. Далее, допускается, что как поставленные цели, так и рациональный выбор решения на протяжении всего процесса остаются неизменными. В конкретной действительности приходится считаться с влиянием разного рода случайных и не­предвиденных событий, которые ограничивают сферу применения рациональных методов. И, наконец, классическая модель выбора ориентирована на достижение оптимального решения. На практике же приходится довольствоваться предпочтительными или удовле­творительными решениями.

Важнейшее требование, которому должно удовлетворять любое рациональное решение, заключается в том, чтобы все альтернативы выбора решения были упорядочены от­ношением предпочтения, которое обладает свойствами определенно­сти, сравнимости и транзитивности.

Такая оценка непосредственно связана с целями, которые стремится осуществить субъект, и в идеале она должна соответство­вать максимальной полезности его действий. Если целью субъекта является получение наибольшего дохода, или наивысшего эффекта от отдачи инвестиций, или быстрейшего внедрения новых мощно­стей и т.п., тогда его функция полезности должна соответствовать максимальному значению целевой функции. Когда же он стремится предотвратить потери в различных видах деятельности, тогда его целевая функция должна учитывать воз­можные риски и их размеры, чтобы сделать их минимальными. Ос­новываясь на этих предпосылках, Нейман и Моргенштерн в 1944 г. построили первую аксиоматическую теорию полезности. В качестве аксиом они выбрали утверждения, которые в целом согласуются с интуитивными представлениями об оценке последствий решений.

Другой аспект математической модели принятия решений свя­зан с предсказанием вероятности реализации разных альтернатив выбора или решений. Оценка такой вероятности осуществляется в соответствии со статистической интерпретацией этого понятия.

Рациональная модель выбора предполагает, что принимающий решение при всех условиях выбирает оптимальный, наилучший курс действий. Однако такое предположение не учитывает тот факт, что в поведении людей присутствуют не только рациональные, но и нера­циональные и даже иррациональные компоненты. Поэтому в модели принятия решений, выдвинутой Нобелевским лауреатом по эконо­мике Г. Саймоном для «административного человека», последний на основе известной информации выбирает не оптимальное, а лишь удовлетворительное решение.

В основе модели рационального выбора лежат определенные общие принципы, которые рассматриваются как исходные предпо­сылки для изучения экономической жизни.

Чтобы ответить на вопрос, как принимаются экономические решения, рассмотрим основополагающие принципы экономической деятельности, связанные с ограниченностью ресур­сов общества.

Первый принцип заключается в том, что для получения одних благ людям приходится отказываться от других благ.

Второй принцип заключается в том, что ценность блага опре­деляется тем, что от него можно получить, а стоимость — что за него следует отдать.

Потребительная ценность блага или товара как раз измеряется его способностью удовлетворить какую-либо потребность — мате­риальную или духовную — при его использовании. В этом случае благо выступает в качестве средства для достижения некоторой це­ли.

Меновая ценность блага характеризует отношение, или пропорцию, между данным благом и другими благами, которые за него можно получить за счет отказа от него.

В рамках всего общественного хозяйства к конечным благам (конечным продуктам и услугам) экономисты относят блага, которые не используются для про­изводства других благ. Их общая совокупность выражается в поня­тии валового внутреннего продукта (ВВП), который состоит из ко­нечных благ, приобретаемых домашними хозяйствами (C) и прави­тельством (G), а также благ, добавляемых в инвестиции фирм (I), сюда же относится чистый экспорт (NX), т.е. разница между экс­портом и импортом. Если обозначить совокупность всех конечных благ страны через ВВП, тогда она может быть выражена формулой

ВВП = С + G+ I+ NX

Третий принцип состоит в том, что при принятии решений рацио­нально действующие люди всегда сравнивают предельные величины своих выгод и издержек.

Рациональным в экономике считается решение или действие, когда предельная полезность, или выгода, получаемая от использо­вания дополнительной, предельной единицы потребления будет превышать пользу от применения предельной единицы ресурса.

Четвертый принцип постулирует, что люди должны заботиться о будущем.

Подобная забота проявляется, во-первых, в простом хранении благ для будущего их потребления или использования. Чем больше срок хранения блага, тем легче принять решение о возможности его потребления и использования в будущем. К числу важнейших хра­нимых благ относится основной капитал, т.е. природные ресурсы, машины, оборудова­ние, здания и сооружения предприятия. К таким благам могут быть отнесены и деньги, а также другие финансовые средства.

Пятый принцип заключается в том, что, заботясь о будущем, лю­ди учитывают его неопределенность.

Наиболее важным теоретическим средством предсказания будущего являются вероятностные методы. Они основаны на статистической интерпретации событий прошлого и настоящего и вероятной оценке их реализации в будущем.

Вероятностные оценки будущего опираются на адаптивные ожидания, когда хозяйствующий субъект предполагает, что в будущем сохранятся те же особенности и тен­денции развития, которые происходили в прошлом. Также та­кие оценки могут основываться на рациональных ожиданиях, когда субъект может в той или иной мере учесть следствия принимаемых им решений и их влияние на будущие события. Критический ана­лиз таких следствий даст ему возможность вносить коррективы в принимаемые решения.

В практике экономической деятельности учет неопределенности будущих событий достигается путем создания страховых запасов, которые позволяют сократить или даже ликвидировать ущерб при неблагоприятном развитии событий. Этой же цели подчинена дея­тельность многочисленных страховых компаний и обществ, которые берут на себя обязательство за счет страховых взносов выплачивать определенные суммы за понесенный ущерб застрахованным лицам, предприятиям и фирмам.

Другим способом учета неопределенности является уклонение от риска, когда вероятность возникнове­ния неблагоприятного развития событий становится достаточно вы­сокой.

Третий способ учета неопределенности сводится к экономии ресурсов и миними­зации издержек. Такая экономия дает возможность сохранить ресурсы для непредвидимых событий в будущем.

Шестой принцип предполагает, что люди отвечают за последст­вия своих решений.

Седьмой принцип предполагает, что люди реагируют на стимулы, возникающие в связи с изменением условий и обстоятельств, склады­вающихся в экономике.

Восьмой принцип раскрывает значение торговли для общества, подчеркивает, что она оказывается взаимовыгодной67 для ее участников.

Необходимость обмена и торговли продуктами труда является неизбежным результатом разделения труда.

Рыночный обмен способствует процессу дальнейшего разделе­ния труда, поскольку в результате этого отдельные производители начинают специализироваться на том, что они умеют делать лучше и экономнее, чем другие. То же самое следует сказать о предпри­ятиях, фирмах и даже отдельных странах. В итоге выигрывают как производители, так и потребители.

Девятый принцип утверждает, что рынок служит спо­собом организации экономической деятельности.

Объединяющей силой выступает механизм цен, который информирует общество, какие товары и услуги, и в какой мере считаются ценными. А эта информация служит стимулом для использования наиболее экономных средств и факторов производства товаров предпринимателями. Цены влияют также на распределение доходов. Благодаря этому рынок отдает ограниченные ресурсы общества тем, кто может эффективнее их использовать. Однако рынок не создан для того, чтобы справедливо распределить полученное общественное богатство. Эту функцию призвано осуществлять государство.

Десятый принцип указывает, что в определенных условиях государ­ство может вмешиваться в рыночное регулирование и оказывать на него положительное влияние.

Это происходит тогда, когда рынок оказывается не в состоянии эффективно распределять имеющиеся ресурсы. Экономисты харак­теризуют такую ситуацию как несостоятельность, или провал рын­ка. Подобное положение возникает при различных внешних эффек­тах для рынка, когда действия одних людей оказывают негативное влияние на благополучие других людей. Так обстоит дело в случаях нарушения экологической безопасности предприятиями. Рынок не может оказывать никакого воздействия на них. Государство же может заставить их выделить необходи­мые средства для очистки промышленных отходов путем принятия законов о сохранении окружающей природной среды.

Другой случай несостоятельности рынка состоит в том, что он не может влиять на уровень цен на нем. Такие цены устанавлива­ются спонтанно, или самопроизвольно, в результате взаимодейст­вия многочисленных его участников. Способность некоторых хо­зяйствующих субъектов устанавливать уровень цен на рынке харак­теризуют как их власть над рынком. Сам рынок не обладает такой властью. Его задача состоит в том, чтобы осуществлять свободную конкуренцию на рынке, которая нарушается появлением на нем различных монопольных объединений. В целях создания свободной конкурентной среды государство должно принимать законы, ограничиваю­щие власть монополий.

Третий случай несостоятельности рынка относится к социальной справедливости рыночного распределения. Функция рынка заключается в эффективном распределении ограни­ченных ресурсов общества, а не в равном распределении полученных от них продуктов. Обеспече­ние социальной справедливости в обществе относится к функции правительства, которое путем налогообложения и других мер соци­альной защиты несколько выравнивает доходы населения и обеспе­чивает помощь наименее обеспеченным его слоям.

Одиннадцатый принцип утверждает, что уровень жизни населе­ния напрямую зависит от способности страны производить товары и услуги.

Уровень жизни в разных странах далеко неодинаков и даже в одной стране он меняется на протяжении вре­мени. Этот уровень зависит от дохода, приходящегося на человека, а последний, в свою очередь, определяется производительностью тру­да, а именно количеством товаров и услуг, производимых в единицу времени. Следовательно, благосостояние страны зависит от производительности труда его самодеятельного населения.

Двенадцатый принцип утверждает, что цены растут, когда прави­тельство печатает слишком много денег.

Если причина возникновения инфляции настолько ясна, то почему правительства встречаются с трудностями при ее ликвидации? Дело в том, что снижение темпов инфляции в кратко­срочном периоде связано с увеличением безработицы, и потому приходится выбирать между инфляцией и безработицей.