Оформление иллюстративного материала
Иллюстрировать работу целесообразно в ситуациях, когда словесное изложение материала затруднительно и малопонятно. Тогда в качестве иллюстративного материала используются: схема, диаграмма, график, чертеж, рисунок, фотография.
Схема (от греч. schёma – наружный вид, форма) – это изображение, передающее обычно с помощью условных обозначений и без соблюдения масштаба составные части изделия или установки, основную идею какого-нибудь предмета или процесса и показывающее взаимосвязь их главных элементов.
Диаграмма (от греч. diagramma – изображение, рисунок, чертеж) – один из способов графического изображения, показывающий соотношение каких-либо величин. Различают диаграммы плоскостные, линейные и объемные. Наиболее простыми для восприятия являются линейные диаграммы, а из плоскостных - столбиковые и секторные.
График (от греч. graphikos – начертанный) – 1) условное изображение зависимостей между величинами, например зависимостей функций от аргументов (определяющих факторов); 2) производственный график – календарный план выпуска продукции; 3) транспортный график – график движения транспортных средств; 4) сетевой график – графическое изображение последовательностей работ, на котором указываются и их временные характеристики (ранние и поздние начала, ранние и поздние окончания, полные и свободные резервы и, возможно, ряд других).
Чертеж (от русск. черта – здесь – узкая полоса) –– изображение чего-либо линиями (чертами) на плоскости. Чертеж в описании исследовательской работы не является рабочим чертежом для изготовления чего-либо. Это иллюстрация. И для нее главным является выразительность, донесение идеи, ради которых обычно идут на упрощения и отклонения от ГОСТов.
Все иллюстрации в работе должны быть пронумерованы. Нумерация их должна быть либо сквозной и проходить через всю работу, либо независимой в каждом разделе. В последнем случае используется индексационная нумерация (первый индекс – номер главы, второй – номер иллюстрации внутри главы). Если иллюстрация в работе единственная, то она не нумеруется. В тексте на иллюстрации делаются ссылки, содержащие порядковые номера, под которыми иллюстрации помещены в работе.
Каждую иллюстрацию необходимо снабжать подрисуночной подписью.
Подпись под иллюстрацией обычно имеет четыре основных элемента:
наименование иллюстрации, обозначаемого сокращенным словом «Рис.»;
порядковый номер иллюстрации, который указывается без знака номера арабскими цифрами согласно выбранной нумерации;
тематический заголовок иллюстрации, содержащий текст с характеристикой изображаемого в краткой форме;
экспликацию, которая строится так: детали сюжета обозначают цифрами, затем эти цифры выносят в подпись, сопровождая ее текстом.
- Isbn © л л. Высоцкий, а. В. Новокрещенов, 2009
- Введение
- Отличительные особенности научной работы
- 1.1. Специфика научной деятельности
- 1.2. Цель, виды, уровни и эффективность научной работы Цель научной работы
- Виды научной работы
- Классификации уровней и методов научного поиска
- 1.3. Научное изучение и предвидение Признаки научности исследования
- Научное предвидение
- 1.4. Планирование и самоорганизация в науке
- 1.5. Этика научной работы
- Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Методология научного исследования
- 2.1. Методология науки как система
- 2.2. Основные методологические принципы познания
- Принцип комплексности познания
- Системное познание
- Принцип детерминизма
- Историко-логический принцип познания
- 2.3. Логические основы исследований
- Логика дедуктивных и индуктивных выводов
- Правила аргументации
- 2.4. Согласование задания на исследовательскую работу
- Формулировка темы исследования
- Выбор объекта исследования
- Согласование предмета исследования
- Согласование главной цели работы
- Задачи исследования
- Выбор инструментария исследования
- Примерный перечень предполагаемых результатов
- Структура работы
- Перечень предполагаемых иллюстраций к докладу работы
- Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Общенаучные методы научного исследования
- 3.1. Обобщенные методы эмпирического познания Научное наблюдение и описание
- Эксперимент
- Индикаторы и шкалирование
- Типы шкал и правила их построения
- Номинальная шкала
- Ранговая (порядковая) шкала
- Интервальная шкала
- Измерение и сравнение
- 3.2. Общенаучные методы теоретического познания Восхождение от абстрактного к конкретному
- Идеализация и мысленный эксперимент
- Формализация
- Аксиоматический метод
- Метод гипотезы
- 3.3. Общенаучные методы всех уровней познания Применение анализа и синтеза в научных исследованиях
- Применение индукции и дедукции в научных исследованиях
- Возможности аналогий и моделирования в научных исследованиях
- Системный подход
- Особенности системных решений проблем разного профиля
- Системный анализ
- 3.4. Общие методы анализа информации
- Контент-анализ
- Методы группировок и классификаций Методы группировок
- Кластерный анализ
- Факторный анализ
- Методы экстраполяции
- 3.5. Методическое исследование
- 3.6. Комплексное исследование
- Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Специальные методы исследований проблем государственного и муниципального управления
- 4.1. Методы экономических исследований
- Факторы исследования экономических явлений
- Экономические концепции и теории
- Принципы рационализации экономических решений
- Современные проблемы Российской экономики
- 4.2. Методы социологических исследований
- Социальное обследование методом "фокус-групп"
- От социальных обследований к научным исследованиям
- Эмпирические методы социального исследования
- Гипотезы и теории в социальном исследовании
- Социологические концепции, доктрины и парадигмы
- 4.3. Методы исследований социально-экономического поведения Основные проблемы социально-экономического поведения в современной России
- Проблемы совершенствования технологии мотивирования социально-экономического поведения
- 4.4. Методы исторических исследований
- 4.5. Методы гуманитарных исследований
- Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- 5. Представление результатов научной работы
- 5.1. Общие принципы работы с текстом
- Представление табличного материала
- Оформление иллюстративного материала
- 5.2. Введение и Общая характеристика работы
- Актуальность исследования
- Апробация
- Практическая значимость
- Публикации
- Автор защищает
- Структура и объем работы
- 5.3. Основная часть описания научного исследования
- Глава 1. Критический анализ состояния проблемы.
- Глава 2. Предлагаемые способы решения проблемы.
- Глава 3. Проверка и подтверждение результатов исследования.
- 5.4. Заключение и приложения Заключение (основные выводы)
- Приложения
- 5.5. Литературное представление научных результатов
- 5.6. Устные организационные формы научного общения
- 5.7. Общение с оппонентами и процедура защиты Рекомендации к реагированию на замечания оппонентов
- Процедура защиты
- Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Понятийный аппарат исследовательской работы (курсовой, дипломной, заказной, диссертационной)
- Заключение
- Библиографические списки Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Приложение 1. Пример задания на дипломную работу
- Исходные данные для выполнения работы:
- Приложение 2. Пример отзыва научного руководителя
- Приложение 3. Пример рецензии на дипломную работу
- Приложение 4. Пример аннотации аттестационной работы
- Глава 2 (название главы) раскрывает современное состояние региональной статистики, отражает проблемы, мешающие полному удовлетворению в экономической информации.
- Приложение 5. Метод "фокус-групп"
- Навыки и приемы, необходимые модератору
- Учебное пособие
- 630102, Новосибирск, Сибирская академия государственной службы,