5.1. Общие принципы работы с текстом
Поскольку исследовательская работа вполне соответствует понятиям проекта113 (или совокупности проектов) и реализации проектов, для нее вполне применим второй закон управления проектами: Управлять можно только оставшейся частью проекта. Наиболее четко видна оставшаяся часть в ситуациях, когда выполненная часть исследовательской работы достаточно хорошо описана. Поэтому оформление исследовательской работы (в том числе курсовой, дипломной, диссертационной или отчета по НИР) целесообразно проводить параллельно с ее планированием, выполнением, перепланированием и описанием, четко придерживаясь первого закона управления проектами: Все решения направлены на достижение целей проекта.
Чрезвычайно важной является рациональная организация работы исследователя, включая принципы общения с коллегами или научными руководителями по электронной почте. Некоторые из них, в том числе и один из авторов данной брошюры, вместо работы с текстом в электронном варианте часто предпочитает сделать распечатку на бумагу и работать с бумажным вариантом текста. При этом важным является обеспечение ему возможности осуществления работы с наименьшими трудоемкостью и затратами. Этому будут способствовать некоторые полезные принципы организации работы исследователя, которые целесообразно довести до автоматизма. Рекомендации даны с расчетом использования наиболее распространенного текстового редактора WORD.
С самого начала работы над текстом любого документа задайте номера страниц. Ваш коллега или научный руководитель, или даже Вы сами будете раздосадованы, если после распечатки обнаружите отсутствие номеров страниц. Как желающий сможет сообщить Вам, на какой странице следует что-то добавить или исправить?
Обязательно ознакомьтесь с правилами задания стилей заголовков в WORD и неукоснительно пользуйтесь стилями. Это очень просто и в то же время значительно облегчает восприятие структуры работы читателю и Вам.
Обязательно ознакомьтесь с правилами автоматического построения оглавлений (поставить курсор на строку начала будущего оглавления, далее выполнить команды: вставка, ссылка, оглавления и указатели, оглавление+задать количество уровней+ОК) и неукоснительно пользуйтесь построением автоматических оглавлений, что позволит, с одной стороны, избежать ошибок в указании страниц для соответствующих разделов оглавления, с другой стороны, даст возможность автоматического входа в начало желаемого раздела по команде «contrl+строка оглавления». При обновлении оглавления выделить старое и осуществить те же команды. Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на три-пять знаков по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все заголовки начинаются с прописной буквы без точки на конце (и вне оглавления также). Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления (если не пользуетесь автоматическим построением оглавления, то это необходимо сделать «вручную»). Нумерация рубрик делается по индексационной системе.
Ориентация листа книжная. Причем, учитывая, что в целях экономии тексты удобно печатать в виде книжек формата А5 средством, например, Click Boock, все страницы по возможности желательно делать в единой ориентации (книжной).
Учитывая, что коллеги, которым Вы посылаете свои тексты, занятые люди, старайтесь обеспечивать информативную полноту Ваших текстов. К примеру, посылая дипломную работу научному руководителю, позаботьтесь, чтобы в тексте было задание114 (чтобы можно было судить о степени выполнения, а также о возможном уточнении задания, Ваши адреса и телефоны для связи и т.д.), титульный115 лист с вашими реквизитами,
Каждая глава начинается с новой страницы. Это же правило относится ко всем структурным частям работы: введению, заключению, списку литературы, приложениям. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят. Подчеркивать заголовки и переносить слова в заголовке не допускается.
Таблицы первоначально желательно формировать в Excel, максимально используя возможности обработки данных с помощью этого редактора, а также возможности построения графиков и диаграмм. После завершения обработки материала таблиц, графиков и диаграмм в Excel, рекомендуется осуществлять их экспорт из Excel в WORD. При этом, для возможности корректировок, все промежуточные материалы, версии следует хранить в старых файлах, в том числе и в Excel.
Все таблицы (а также рисунки), если их несколько, нумеруются арабскими цифрами в пределах всего текста. В порядке исключения в работах с большим количеством таблиц и рисунков допускается индексационная нумерация (например: , где – номер главы, – номер внутри главы). Над правым верхним углом таблицы помещают надпись «Таблица» с указанием порядкового номера таблицы (например, «Таблица 1») без значка № перед цифрой и точки после нее. Если в тексте исследовательской работы только одна таблица, то номер ей не присваивается и слово «таблица» не пишут. Таблицы снабжают тематическими заголовками, которые располагают посередине страницы и пишут с прописной буквы без точки на конце.
При переносе таблицы на следующую страницу головку таблицы (шапку), если она не слишком громоздкая, следует повторить и над ней поместить слова «Продолжение табл. номер».
На все ли работы из списка литературы должны быть ссылки по тексту? Ранее такое требование было обязательным. Хотя здравый смысл подсказывает, что влияние идей прочитанных книг может быть неявным, но не указать на них было бы, по меньшей мере, нечестно. В таких ситуациях мы считаем допустимым в порядке исключения из правил отсутствие ссылок по тексту на источник, приведенный в списке. Важно, чтобы такие исключения не стали правилом.
Любые заимствования из литературных источников или нормативных правовых актов (цитаты, мнения авторов, статистические сведения, ссылки на нормы действующего законодательства, заимствование положений, формул, таблиц, отсылка к другому изданию и т.п.) должны быть оформлены библиографическими ссылками (сносками).
Таблица 1
Рекомендуемые параметры для оформления исследовательских работ
№ | Параметр | НИР | Курсовая | Дипломная (аттестационная) | Магистерская | Кандидатская |
1 | Формат бумаги | А4 | А4 | А4 | А4 | А4 |
2 | Интервал между строк | 1.5 | 1.5 | 1.5 | 2 | 2 |
3 | Объем, п.л. | Не нормируется | 1,5-2 | до 2,5-4 | 3-5 | 4-6 |
По общественным наукам допустимо на 20-30 % больше, чем по естественным | ||||||
4 | Поля, мм |
| Верхнее, нижнее – 20, правое – 10, Левое – 25 | Верхнее, нижнее, правое – 20, Левое – 30 | Верхнее, нижнее – 20, правое – 10, Левое – 25 | Верхнее, нижнее – 20, правое – 10, Левое – 25 |
5 | Шрифты: Основной Подрисуночные надписи, сноски Содержание таблиц |
Times New Roman, 14 пт Times New Roman, 12 пт, интервал – минимум Times New Roman, 12 пт (с учетом экспорта из Excel допустимо Ariel, 12 пт) |
По месту расположения относительно основного текста библиографические ссылки бывают трех видов: затекстовые, подстрочные и внутритекстовые.
Ссылка на источник в целом оформляется в виде номера библиографической записи, который ставится после упоминания автора или коллектива авторов либо цитаты из работы, например: Г. Х. Попов [23] наиболее важными проблемами, возникающими при оценке персонала, считает...
Ссылка на определенные фрагменты источника отличается от предыдущей указанием страниц цитируемого документа, например:
А.Д. Сахаров [63. - С. 201-201] писал, что... .
Применяется и комбинированная ссылка, когда указываются страницы цитируемых работ в сочетании с общими номерами отдельных источников. Например: Как видно из исследований [6, 7. - С. 4-9, 8]...
Достаточно часто используются подстрочные116, вынесенные из текста вниз страницы. Наконец, иногда используются внутритекстовые117, которые являются неразрывной частью основного текста.
- Isbn © л л. Высоцкий, а. В. Новокрещенов, 2009
- Введение
- Отличительные особенности научной работы
- 1.1. Специфика научной деятельности
- 1.2. Цель, виды, уровни и эффективность научной работы Цель научной работы
- Виды научной работы
- Классификации уровней и методов научного поиска
- 1.3. Научное изучение и предвидение Признаки научности исследования
- Научное предвидение
- 1.4. Планирование и самоорганизация в науке
- 1.5. Этика научной работы
- Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Методология научного исследования
- 2.1. Методология науки как система
- 2.2. Основные методологические принципы познания
- Принцип комплексности познания
- Системное познание
- Принцип детерминизма
- Историко-логический принцип познания
- 2.3. Логические основы исследований
- Логика дедуктивных и индуктивных выводов
- Правила аргументации
- 2.4. Согласование задания на исследовательскую работу
- Формулировка темы исследования
- Выбор объекта исследования
- Согласование предмета исследования
- Согласование главной цели работы
- Задачи исследования
- Выбор инструментария исследования
- Примерный перечень предполагаемых результатов
- Структура работы
- Перечень предполагаемых иллюстраций к докладу работы
- Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Общенаучные методы научного исследования
- 3.1. Обобщенные методы эмпирического познания Научное наблюдение и описание
- Эксперимент
- Индикаторы и шкалирование
- Типы шкал и правила их построения
- Номинальная шкала
- Ранговая (порядковая) шкала
- Интервальная шкала
- Измерение и сравнение
- 3.2. Общенаучные методы теоретического познания Восхождение от абстрактного к конкретному
- Идеализация и мысленный эксперимент
- Формализация
- Аксиоматический метод
- Метод гипотезы
- 3.3. Общенаучные методы всех уровней познания Применение анализа и синтеза в научных исследованиях
- Применение индукции и дедукции в научных исследованиях
- Возможности аналогий и моделирования в научных исследованиях
- Системный подход
- Особенности системных решений проблем разного профиля
- Системный анализ
- 3.4. Общие методы анализа информации
- Контент-анализ
- Методы группировок и классификаций Методы группировок
- Кластерный анализ
- Факторный анализ
- Методы экстраполяции
- 3.5. Методическое исследование
- 3.6. Комплексное исследование
- Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Специальные методы исследований проблем государственного и муниципального управления
- 4.1. Методы экономических исследований
- Факторы исследования экономических явлений
- Экономические концепции и теории
- Принципы рационализации экономических решений
- Современные проблемы Российской экономики
- 4.2. Методы социологических исследований
- Социальное обследование методом "фокус-групп"
- От социальных обследований к научным исследованиям
- Эмпирические методы социального исследования
- Гипотезы и теории в социальном исследовании
- Социологические концепции, доктрины и парадигмы
- 4.3. Методы исследований социально-экономического поведения Основные проблемы социально-экономического поведения в современной России
- Проблемы совершенствования технологии мотивирования социально-экономического поведения
- 4.4. Методы исторических исследований
- 4.5. Методы гуманитарных исследований
- Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- 5. Представление результатов научной работы
- 5.1. Общие принципы работы с текстом
- Представление табличного материала
- Оформление иллюстративного материала
- 5.2. Введение и Общая характеристика работы
- Актуальность исследования
- Апробация
- Практическая значимость
- Публикации
- Автор защищает
- Структура и объем работы
- 5.3. Основная часть описания научного исследования
- Глава 1. Критический анализ состояния проблемы.
- Глава 2. Предлагаемые способы решения проблемы.
- Глава 3. Проверка и подтверждение результатов исследования.
- 5.4. Заключение и приложения Заключение (основные выводы)
- Приложения
- 5.5. Литературное представление научных результатов
- 5.6. Устные организационные формы научного общения
- 5.7. Общение с оппонентами и процедура защиты Рекомендации к реагированию на замечания оппонентов
- Процедура защиты
- Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Понятийный аппарат исследовательской работы (курсовой, дипломной, заказной, диссертационной)
- Заключение
- Библиографические списки Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Приложение 1. Пример задания на дипломную работу
- Исходные данные для выполнения работы:
- Приложение 2. Пример отзыва научного руководителя
- Приложение 3. Пример рецензии на дипломную работу
- Приложение 4. Пример аннотации аттестационной работы
- Глава 2 (название главы) раскрывает современное состояние региональной статистики, отражает проблемы, мешающие полному удовлетворению в экономической информации.
- Приложение 5. Метод "фокус-групп"
- Навыки и приемы, необходимые модератору
- Учебное пособие
- 630102, Новосибирск, Сибирская академия государственной службы,