5.2. Введение и Общая характеристика работы
Преамбула: Введение к работе = Общая характеристика работы в автореферате
Есть пословица: «Встречают по одежке». Иногда добавляют: «Провожают по уму». И «одежку» и «ум» соискатель может и должен продемонстрировать во введении к работе, а если пишется автореферат, то один к одному этот материал из введения вносится и в автореферат, где ему дается название «Общая характеристика работы».
Во введении к описанию научной работы и в общей характеристике работы, приводимой автореферате, целесообразно привести следующие данные.
Обоснование актуальности темы исследования.
Указание объекта исследования.
Указание предмета исследования.
Цель исследования.
Задачи исследования.
Инструментарий исследования.
Научную новизну полученных результатов.
Апробацию работы (если работа обсуждалась и получила одобрение).
Практическую значимость полученных результатов.
Публикации, в которых приведены основные результаты (если публикации есть).
Что автор защищает.
Структуру и объем работы.
При составлении общей характеристики работы следует придерживаться точных и кратких формулировок. В дипломных (аттестационных) работах все двенадцать пунктов обычно занимают менее трех страниц. В диссертации объем, занимаемый общей характеристикой несколько больше. И задач может быть больше, и, главное, больше апробаций и публикаций.
Текст общей характеристики целесообразно готовить в несколько этапов. Первый раз она составляется предварительно в виде прообраза описания будущей работы. Он нужен исследователю, как нужна выкройка портному, или чертеж здания строителю. Далее наступает этап собственно работы. При ее выполнении многое, что было только на плане, проясняется и оказывается не всегда таким, как представлялось до начала работ. Поэтому вполне оправданы корректировки во всех частях плана, в качестве которого исследователь использует предварительную общую характеристику работы. Корректировке могут подвергнуться и элементы задания вплоть до уточнения темы. Последнее необходимо согласовать с утверждающими инстанциями. Для дипломных и аттестационных работ это кафедра. Для диссертационных – ученый совет, к которому прикреплен соискатель. Что же касается декомпозиции главной цели, формулировки собственно цели исследования, выбранного инструментария и намеченной структуры – все это может корректироваться в рабочем порядке по согласованию с научным руководителем. Окончательная корректировка текста общей характеристики работы оформляется после выполнения исследования и после написания основной части и заключения.
- Isbn © л л. Высоцкий, а. В. Новокрещенов, 2009
- Введение
- Отличительные особенности научной работы
- 1.1. Специфика научной деятельности
- 1.2. Цель, виды, уровни и эффективность научной работы Цель научной работы
- Виды научной работы
- Классификации уровней и методов научного поиска
- 1.3. Научное изучение и предвидение Признаки научности исследования
- Научное предвидение
- 1.4. Планирование и самоорганизация в науке
- 1.5. Этика научной работы
- Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Методология научного исследования
- 2.1. Методология науки как система
- 2.2. Основные методологические принципы познания
- Принцип комплексности познания
- Системное познание
- Принцип детерминизма
- Историко-логический принцип познания
- 2.3. Логические основы исследований
- Логика дедуктивных и индуктивных выводов
- Правила аргументации
- 2.4. Согласование задания на исследовательскую работу
- Формулировка темы исследования
- Выбор объекта исследования
- Согласование предмета исследования
- Согласование главной цели работы
- Задачи исследования
- Выбор инструментария исследования
- Примерный перечень предполагаемых результатов
- Структура работы
- Перечень предполагаемых иллюстраций к докладу работы
- Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Общенаучные методы научного исследования
- 3.1. Обобщенные методы эмпирического познания Научное наблюдение и описание
- Эксперимент
- Индикаторы и шкалирование
- Типы шкал и правила их построения
- Номинальная шкала
- Ранговая (порядковая) шкала
- Интервальная шкала
- Измерение и сравнение
- 3.2. Общенаучные методы теоретического познания Восхождение от абстрактного к конкретному
- Идеализация и мысленный эксперимент
- Формализация
- Аксиоматический метод
- Метод гипотезы
- 3.3. Общенаучные методы всех уровней познания Применение анализа и синтеза в научных исследованиях
- Применение индукции и дедукции в научных исследованиях
- Возможности аналогий и моделирования в научных исследованиях
- Системный подход
- Особенности системных решений проблем разного профиля
- Системный анализ
- 3.4. Общие методы анализа информации
- Контент-анализ
- Методы группировок и классификаций Методы группировок
- Кластерный анализ
- Факторный анализ
- Методы экстраполяции
- 3.5. Методическое исследование
- 3.6. Комплексное исследование
- Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Специальные методы исследований проблем государственного и муниципального управления
- 4.1. Методы экономических исследований
- Факторы исследования экономических явлений
- Экономические концепции и теории
- Принципы рационализации экономических решений
- Современные проблемы Российской экономики
- 4.2. Методы социологических исследований
- Социальное обследование методом "фокус-групп"
- От социальных обследований к научным исследованиям
- Эмпирические методы социального исследования
- Гипотезы и теории в социальном исследовании
- Социологические концепции, доктрины и парадигмы
- 4.3. Методы исследований социально-экономического поведения Основные проблемы социально-экономического поведения в современной России
- Проблемы совершенствования технологии мотивирования социально-экономического поведения
- 4.4. Методы исторических исследований
- 4.5. Методы гуманитарных исследований
- Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- 5. Представление результатов научной работы
- 5.1. Общие принципы работы с текстом
- Представление табличного материала
- Оформление иллюстративного материала
- 5.2. Введение и Общая характеристика работы
- Актуальность исследования
- Апробация
- Практическая значимость
- Публикации
- Автор защищает
- Структура и объем работы
- 5.3. Основная часть описания научного исследования
- Глава 1. Критический анализ состояния проблемы.
- Глава 2. Предлагаемые способы решения проблемы.
- Глава 3. Проверка и подтверждение результатов исследования.
- 5.4. Заключение и приложения Заключение (основные выводы)
- Приложения
- 5.5. Литературное представление научных результатов
- 5.6. Устные организационные формы научного общения
- 5.7. Общение с оппонентами и процедура защиты Рекомендации к реагированию на замечания оппонентов
- Процедура защиты
- Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Понятийный аппарат исследовательской работы (курсовой, дипломной, заказной, диссертационной)
- Заключение
- Библиографические списки Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Приложение 1. Пример задания на дипломную работу
- Исходные данные для выполнения работы:
- Приложение 2. Пример отзыва научного руководителя
- Приложение 3. Пример рецензии на дипломную работу
- Приложение 4. Пример аннотации аттестационной работы
- Глава 2 (название главы) раскрывает современное состояние региональной статистики, отражает проблемы, мешающие полному удовлетворению в экономической информации.
- Приложение 5. Метод "фокус-групп"
- Навыки и приемы, необходимые модератору
- Учебное пособие
- 630102, Новосибирск, Сибирская академия государственной службы,