logo search
ММНИ учеб

1.3. Научное изучение и предвидение Признаки научности исследования

В современной методологии выделяют различные уров­ни критериев научности, относя к ним такие как внутренняя системность знания, его формальная непротиворечивость, опытная проверяемость, воспроизво­димость, открытость для критики, свобода от предвзятости, строгость и т. д. В других формах познания рассмотренные критерии могут иметь место (в разной мере), но там они не являются определяющими.

Научное изучение каждой проблемы весьма индивиду­ально. Тем не менее можно определить и некоторые общие методологи­ческие подходы к его проведению.

Научно-теоретическое мышление стремится про­никнуть в сущность изучаемых явлений и процессов. Это возможно при условии целостного подхода к объекту изучения, рассмотрения этого объекта в динамике, выявление закономерностей которой может служить основанием для предвидения.

Воображение, фантазия, мечта, опираю­щиеся на реальные достижения науки и техники, являются важней­шими факторами научного исследования. Но в то же время научное исследование — это обоснованное применение методов научного предвидения, это хорошо продуманный расчет.

Развитие идеи до стадии решения проблемы обычно совершается как плановый процесс научного исследования. Плановое, хорошо оснащенное совре­менными средствами научное исследование позволяет вскрыть и глубоко познать объективные закономерности в природе. В дальнейшем идет процесс продолжения целевой обработки первоначального замысла, уточнения, изменения, допол­нения и развития намеченной схемы исследования.

Научно изучать — это, прежде всего, значит быть научно объективным. Нельзя отбрасывать факты в сторону только потому, что их трудно объяснить или найти им практическое применение, поскольку сущность и значимость нового в науке видна часто далеко не сразу. Новые науч­ные факты и даже открытия из-за многих причин могут долгое время оставаться в резерве науки и не использо­ваться на практике.

Научно изучать — это значит:

—учитывать все подробности, чтобы быть уверенным, что ничего значимого не упущено.

Научное изучение обязывает не только добросовестно изобра­жать или просто описывать, но и узнавать отношение изучаемого к тому, что известно или из опыта, или из предшествующего изучения, т.е. определять и выражать качество неизвестного при помощи из­вестного в тех случаях, в которых оно существует. Так изучать — это значит измерять все то, что может, подлежа измерению, показывать соотношение изучаемого и известного. Так изу­чать что-либо возможно лишь тогда, когда нечто уже признается за несомненное, готовое в сознании.

Концентрируя внимание на основных или ключевых вопросах темы, нельзя не учитывать косвенные факты, которые на первый взгляд могут казаться малозначительными, а в последствии стать причиной важных открытий.

Начинать исследовательский про­цесс следует с установления фактов и закономерностей. Если они подтверждены многочисленными свидетельствами наблюдения, экспериментов, проверок и т.п., то такое исследование является эмпирическим.

Теоретический уровень познания отличает от эмпирического разница в способах в установления закономерностей. На уровне чувственно-практического опыта (эмпи­рическом) возможно фиксирование только внешних общих призна­ков вещей и явлений. Существенные же внутренние их признаки выяснить и обосно­вать позволяет лишь теоретический уровень познания.

Различия теоретического и эмпирического уровней по­знания коренится в различии способов идеального воспроизведения объективной реальности, подходов к построению системного знания.

За эмпирическим знанием закрепилась функ­ция сбора, накопления и первичной обработки данных опыта, его главная задача — фиксация фактов методами наблюдений, описаний, измерения, эксперимента и др.

Объяснение же фактов, зависимостей, их интерпретация осуществляется теоретическими методами: аксиоматическим методом, системным, структурно-функциональным анализом, математическим моделиро­ванием и т.п.

Обнаружить новую зависимость наблюдением нельзя, ее нужно понять умозрительно, представив первоначально в виде гипотезы. Если гипотеза удачна и не входит с найдеными фактами в противоречие, позволяет предсказывать получение новых, нетривиальных фактов, это значит, что родилась новая тео­рия, найден новый теоретический закон.

Научно изучать — это значит выявлять причинно-следственную связь: причина — явление — следствие. Причинность означает связь между отдельными состояниями видов и форм материи в процессе ее движения и развития. Возникновение любых объектов и систем, а также изменение их свойств во времени имеют свои основания в предшествующих состояниях материи; эти основания называются причинами, а вызываемые ими изменения — следствиями.

Создание теории или выдвижение гипотезы – важный шаг на пути познания. Верность этого шага нужно подтверждать опытами.

Научно изучать — это значит установить границы соответствия полу­ченного знания действительности, т.е. установить границы истиннос­ти этого знания или границы применимости теорий или отдельных научных утверждений. Любая научная истина отно­сительна, но содержит элементы абсолютного. Истина подтверждает­ся (доказывается) только практикой: наблюдениями, опытами, экспе­риментами, производственной или иной деятельностью.

Научно изучать — это означает осознавать относительность науч­ного знания. Научное знание (понятия, идеи, концепции, теории, модели и т.п.) всегда относительно и ограничено. Один из существен­ных признаков относительности знаний вытекает из его подтвержде­ния экспериментом, в большинстве случаев основанном на измере­ниях, а измерений абсолютно точных не бывает, и в этой связи зада­ча ученого — указать интервал возможной погрешности.

«Накопление научных фактов в процессе исследования —творческий процесс, в основе которого всегда лежит замысел учено­го, его идея. В философском определении идея представляет собой продукт человеческой мысли, форму отражения действительности. Идея отличается от других форм мышления и научного знания тем, что в ней не только отражен объект изучения, но и содержится сознание цели, перспективы познания и практического преобразования действительности»6.