logo search
ММНИ учеб

Актуальность исследования

Актуальность исследования подразумевает актуальность темы исследования и актуальность проблемы, исследуемой в работе.

Актуальность темы исследования (англ. Urgency of a theme of research) – важность темы исследования в настоящее время, безотлагательность, требование своего разрешения. А.т.и. предполагает связь ее с важными научными и прикладными задачами, является одним из основных критериев при его экспертизе и означает, что поставленные в исследовании задачи, требуют скорейшего решения для практики или соответствующей отрасли науки.

А.т.и. может быть обоснована в научном и в прикладном значениях, при этом показывается, какие задачи стоят перед теорией и практикой в аспекте выбранной темы исследования при конкретных условиях; что сделано, и что предстоит сделать в данном исследовании. На этой основе формулируются проблемная ситуация119 и выделяется проблема исследования.

А.т.и. в научном аспекте означает: 1) уточнение, развитие и разрешение проблемы исследования возможны и остро необходимы в современных условиях; 2) теоретические положения исследования позволят снять существующие разногласия в понимании процесса или явления; 3) гипотезы и закономерности, выдвинутые в исследовании, позволяют обобщить известные ранее и полученные исследователем эмпирические данные.

А.т.и. в прикладном аспекте означает: 1) задачи прикладных исследований требуют разработки вопросов по рассматриваемой теме; 2) существует настоятельная потребность решения задач исследования по рассматриваемой теме для нужд общества, практики и производства; 3) исследование по рассматриваемой теме существенно повышает качество разработок творческих, научных коллективов в определенной отрасли знаний; 4) новые знания, полученные в исследовании, способствуют повышению квалификации кадров или могут войти в учебные программы обучения.

Пример:

Актуальность исследования:

Количество и разнообразие твердых бытовых отходов (ТБО) стремительно возрастает. Бремя выработки решений в этой области практически полностью возложено на местные власти. В связи с этим уместно обратить внимание на один из подходов к проблеме ТБО – концепцию Комплексного управления отходами (КУО). Этот подход принимает во внимание следующие положения: 1) не существует какой-то одной технологии, способной без вреда для человека и окружающей среды переработать весь поток отходов; 2) даже комплекс технологий способен привести к решению проблемы отходов только тогда, когда он применяется вместе с рядом экономических и социальных инструментов.

Переход к рыночной экономике не вызвал роста переработки отходов. Обострилась необходимость сочетания гибкости рыночной экономики, способной на быструю сырьевую переориентацию, с дальновидной государственной поддержкой, стимулирующей использование отходов и уменьшение их негативного воздействия на окружающую среду.

Разработанная в Новосибирске технология переработки любых углеродсодержащих материалов, веществ, сырья, а также любых сочетаний их отходов, возникающих в процессе переработки и потребления, независимо от природы их возникновения и агрегатного состояния и создаваемые на её основе перерабатывающие комплексы КГК предназначены для решения основных задач нормального существования для любых образований компактного проживания людей. Отличие этой технологии газовой конверсии углерода (КГК) от мусоросжигающих заводов (МСЗ) состоит в том, что создан способ переработки мусора и промышленных отходов, любых веществ природного и искусственного происхождения с автономным замкнутым циклом, при котором резко повышается количество генерируемой энергии и выход полезных веществ, а также практически исключается утилизация вторичных отходов, ввиду отсутствия таковых.

Объект исследования

Берется из задания.

Предмет исследования

Берется из задания.

Цель исследования

Берется из задания.

За­дачи исследования

Берутся из задания.

Инструментарий исследования

Берется из задания.

Научная новизна

Научная новизна (англ. Scientific novelty) – отличительная особенность от известного ранее, она может быть связана как со старыми идеями, что выражается в их углублении, конкретизации, дополнительной аргументации, показом возможного использования в новых условиях, в других областях знания и практики, так и с новыми идеями, впервые выдвигаемыми исследователем (Н. н. исследования, гипотезы, полученных результатов).

Выявить и определить новизну позволяет: 1. Обстоятельное изучение литературы по предмету исследования, с анализом его исторического развития; 2. Рассмотрение существующих точек зрения, их критический анализ и сопоставление в свете новых задач исследования; 3. Детализация известного процесса, явления.

Подробный анализ практически любого, интересного в научном или практическом отношении объекта приводит к новым полезным результатам, выводам, обобщениям.

Признаками, позволяющими говорить о научной новизне полученных результатов могут быть нижеследующие (см. также120):

— постановка новой научной проблемы;

— введение новых научных категорий и понятий, развивающих представления о рассматриваемой отрасли знаний;

— раскрытие новых закономерностей протекания естественных или общественных процессов;

— создание нового инструментария исследования;

— применение инструментария, ранее не применявшегося в исследуемой области;

— разработка и научное обоснование предложений по созданию или обновлению объектов, процессов, технологий (например, педагогических технологий);

— развитие представлений об окружающем мире, природе, обществе.

Многие дипломники испытывают едва ли не шок, когда их спрашиваешь, в чем заключается научная новизна их работы. Потому, что в теории описанное ими, как правило, уже было известно. Но следует иметь ввиду, что на исследованном ими объекте что-то из ранее известного еще не применялось. Иначе откуда бы взяться предложениям по совершенствованию организационных структур, технологий управления конкретными объектами и т.д. Значит, научная новизна в этих работах заключается в применении впервые исследователем чего-то, известного где-то в другом месте, на объекте, который раньше эти знания не использовал! Может и в малом что-то есть полезного!

Пример:

Научная новизна:

В результате исследования: 1) выявлены новые тенденции в балансе твердых бытовых отходов (ТБО) при изменении структуры производства на территории РФ при переходе к рыночной экономике; 2) впервые для г. Новосибирска и Новосибирской области предложена принципиально новая технология по переработке и утилизации ТБО на основе технологии Комплекса Газовой Конверсии; 3) на основе проведенного анализа и прогноза производства ТБО предложен концептуальный план – предложение по переработке ТБО и решение основных экологических и экономических задач г. Новосибирска.