2.3. Логические основы исследований
Благодаря многостороннему изучению конкретных предметов, явлений и процессов при помощи методов частных наук и логических средств достигается высокое качество познания мира. Поэтому в плане методических вопросов научной работы целесообразно отметить основные категории, составляющие предмет логики научного исследования и их особенности.
«Логика научного исследования прежде всего необходима как содержательная логико-гносеологическая система, дающая целостное знание о процессе научного исследования, о его составляющих элементах»15.
К числу основных элементов научного процесса относят понятия: научный факт, проблема, система, теория, а также понятия, которые отражают ход исследования, такие, как свойства, идея, гипотеза, интуиция, концепция, принцип, поиск и др.
П. Т. Приходько приводит16 примеры, раскрывающие сущность ряда категорий логической теории, чтобы привлечь внимание читателей к этому разделу логики.
Понятие «научный факт» значительно шире и многограннее, чем понятие «факт», применяемое в обыденной жизни. Когда говорят о научных фактах, то понимают их как элементы, составляющие основы научного знания, отражающие объективные свойства вещей и явлений. На основании научных идей и фактов определяются закономерности процессов и явлений, строятся теории и выводятся законы.
Характерными чертами научного факта являются новизна, достоверность и точность.
Новизна научного факта говорит о принципиально новом, неизвестном до сих пор познании сущности какого-то предмета, явления, процесса.
Достоверность научного факта характеризует его безусловное реальное существование, подтверждаемое при повторении аналогичных ситуаций. Если такого подтверждения нет, то нет и достоверности научного факта.
Точность научного факта определяется объективными методами и характеризует совокупность наиболее существенных параметров предметов, явлений, событий, их количественных и качественных определений.
Оценка особенностей и параметров научных фактов помогает выяснить их масштабность, т. е. предполагаемое значение для теории и практики. К сожалению, это не всегда удается. Оценка значимости многих фактов по мере развития науки существенно изменяется.
Научные факты имеют широкий диапазон действия во времени, относятся как к давно прошедшим событиям («археологические факты», «исторические факты»), так и к наблюдениям сегодняшнего дня и даже отдаленного будущего.
Изучение логики научного исследования позволяет глубже и конкретнее оценивать роль и значение выявленных фактов в познавательной деятельности.
К числу основных элементов научного процесса относятся также понятия «проблема» и «проблемная ситуация».
Проблема (англ. Problem, от греч. problёma задача, задание) – теоретический или практический вопрос, требующий разрешения.
П. в научном смысле — это объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых имеет практический или теоретический интерес. Она выступает как осознание, констатация недостаточности достигнутого к данному моменту уровня знаний, что является следствием новых фактов, связей, законов, обнаружения логических изъянов существующих теорий, либо следствием появления новых запросов практики, которые требуют: выхода за пределы уже полученных знаний. Таким образом, в науке проблемой принято называть вопрос, способ декомпозиции которого с целью сведения к известному знанию требует научного исследования. Разрешение проблемы в результате научного исследования является целью исследования. Научная П. – противоречие между осознанием научно-познавательной или практической потребности и незнанием способов ее удовлетворения. Соответственно, основная цель исследования определяется как теоретико-прикладная (поиск типового решения проблемы с последующим его приложением к практике) или преимущественно прикладная, т.е. связанная с решением практических вопросов (например, регулированием определенных социальных процессов).
В области социально-экономических наук проблемы различают в соответствии с целью исследования на проблемы гносеологического (логико-познавательного) и предметного характера. Гносеологические проблемы — это проблемы, вызванные недостатком информации о состоянии, тенденциях изменения важных с точки зрения идеологической и управленческой функций социальных явлений и процессов. Здесь проблемы порождены недостатком знаний. Предметные проблемы – противоречие, вызванное столкновением интересов той или иной группы населения, социальных институтов, побуждающих их к действиям, дестабилизирующие их жизнедеятельность. По своему носителю проблема может представлять собой противоречие, затрагивающее интересы отдельных социально-демографических, национальных, профессиональных, политических и др. групп, социальных институтов, производственных предприятий, государственных учреждений и т.д.
В менеджменте П. – несоответствие фактического состояния управляемого объекта желаемому или заданному (запланированному). Проблема может быть стратегической или текущей; внезапной (даже катастрофической) или плановой; объективной или субъективной (созданной человеком); технической, экологической, социальной, организационной, психологической, экономической, безопасности и т.д.
Для устранения несоответствия, т.е. разрешения проблемы (если она разрешима) последняя разлагается на части – задачи (подвергается декомпозиции) до получения упорядоченной сети или последовательности задач, решение которых можно получить известными методами, и решение которых обеспечивает разрешение проблемы в целом.
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ (англ. Problem situation) – проблема с учетом воздействующих на нее ситуационных факторов (совокупность проблемы и ситуации: проблема на своем фоне). Разрешение проблемной ситуации осуществляется согласно методологии мягких систем.
Исследование научной проблемы следует рассматривать во взаимосвязи составляющих элементов, частных разделов, частных проблем с содержанием всей проблемы в целом.
Научная работа отличается от всякой другой большей логичностью. Поэтому какие бы ошибки с точки зрения логики ни делали авторы научных работ при описании хода исследования, всегда можно доказать, что любая ошибка такого рода сводится в конечном счете к нарушению требований того или иного логического закона.
Не зная законов и правил логики и не умея их применять, нельзя и помышлять о плодотворной научной деятельности. Иногда, правда, ими пользуются интуитивно, однако это менее надежно, чем использование правил вывода на научной основе.
Поскольку в научном тексте используются понятия и суждения, очевидно, что прежде всего именно эти смысловые единицы должны удовлетворять требованию определенности.
Это требование находит свое выражение в законе тождества, согласно которому предмет мысли в пределах одного рассуждения должен оставаться неизменным.
Этот закон требует, чтобы в ходе сообщения все понятия и суждения носили однозначный характер, исключающий двусмысленность и неопределенность.
На первый взгляд содержащееся в законе тождества требование представляется предельно простым. Однако хорошо известно, что внешне одинаковые словесные конструкции могут иметь разное содержание, и, наоборот, одна и та же мысль может быть выражена по-разному. Первое явление называется омонимией, второе — синонимией. Омонимия делает возможным неправомерное отождествление объективно различного, а синонимия — ошибочное различение тождественного.
Требование непротиворечивости мышления выражает закон непротиворечия. Согласно этому закону, не могут быть одновременно истинными два высказывания, одно из которых что-то утверждает, а другое отрицает то же самое. Закон утверждает: «Неверно, что и (не ) одновременно истинны».
Использование закона непротиворечия помогает обнаруживать и устранять противоречия в объяснениях фактов и явлений, вырабатывать критическое отношение ко всякого рода неточностям и непоследовательности в сообщении научной информации.
Уличение в противоречивости является аргументом против любых высказываний.
В научной работе важно и требование закона исключенного третьего. Этот закон утверждает, что из двух отрицающих друг другу суждений верно либо одно, либо другое.
Закон исключенного третьего не действует на такие суждения, каждое из которых не просто отрицает другое, а сообщает сверх этого дополнительную информацию.
Важность закона исключенного третьего для ведения научной работы состоит в том, что он требует соблюдения последовательности в изложении фактов и не допускает противоречий, требует ясных, определенных ответов, указывая на невозможность искать нечто среднее между утверждением чего-либо и отрицанием того же самого.
Требование доказательности научных выводов, обоснованности суждений выражает закон достаточного основания, который формулируется следующим образом: истинность мысли должна иметь достаточное основание.
Достаточным основанием мысли может служить любая другая истинная мысль, из которой с необходимостью вытекает истинность данной.
Закон достаточного основания требует, чтобы всякое суждение, которое мы используем в научной работе, прежде чем быть принятым за истину, должно быть обосновано.
Правила вывода
Значительная часть научной информации носит характер выводных суждений, т.е. суждений, не полученных путем непосредственного восприятия действительности, а выведенных из других суждений.
Логическим средством получения таких выводных знаний и являются умозаключения (леммы, теоремы), т.е. мыслительные операции, посредством которых из некоторого количества заданных суждений выводится с использованием правил вывода иное суждение, определенным образом связанное с исходным. Все умозаключения можно квалифицировать как индуктивные, дедуктивные и аналогичные.
- Isbn © л л. Высоцкий, а. В. Новокрещенов, 2009
- Введение
- Отличительные особенности научной работы
- 1.1. Специфика научной деятельности
- 1.2. Цель, виды, уровни и эффективность научной работы Цель научной работы
- Виды научной работы
- Классификации уровней и методов научного поиска
- 1.3. Научное изучение и предвидение Признаки научности исследования
- Научное предвидение
- 1.4. Планирование и самоорганизация в науке
- 1.5. Этика научной работы
- Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Методология научного исследования
- 2.1. Методология науки как система
- 2.2. Основные методологические принципы познания
- Принцип комплексности познания
- Системное познание
- Принцип детерминизма
- Историко-логический принцип познания
- 2.3. Логические основы исследований
- Логика дедуктивных и индуктивных выводов
- Правила аргументации
- 2.4. Согласование задания на исследовательскую работу
- Формулировка темы исследования
- Выбор объекта исследования
- Согласование предмета исследования
- Согласование главной цели работы
- Задачи исследования
- Выбор инструментария исследования
- Примерный перечень предполагаемых результатов
- Структура работы
- Перечень предполагаемых иллюстраций к докладу работы
- Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Общенаучные методы научного исследования
- 3.1. Обобщенные методы эмпирического познания Научное наблюдение и описание
- Эксперимент
- Индикаторы и шкалирование
- Типы шкал и правила их построения
- Номинальная шкала
- Ранговая (порядковая) шкала
- Интервальная шкала
- Измерение и сравнение
- 3.2. Общенаучные методы теоретического познания Восхождение от абстрактного к конкретному
- Идеализация и мысленный эксперимент
- Формализация
- Аксиоматический метод
- Метод гипотезы
- 3.3. Общенаучные методы всех уровней познания Применение анализа и синтеза в научных исследованиях
- Применение индукции и дедукции в научных исследованиях
- Возможности аналогий и моделирования в научных исследованиях
- Системный подход
- Особенности системных решений проблем разного профиля
- Системный анализ
- 3.4. Общие методы анализа информации
- Контент-анализ
- Методы группировок и классификаций Методы группировок
- Кластерный анализ
- Факторный анализ
- Методы экстраполяции
- 3.5. Методическое исследование
- 3.6. Комплексное исследование
- Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Специальные методы исследований проблем государственного и муниципального управления
- 4.1. Методы экономических исследований
- Факторы исследования экономических явлений
- Экономические концепции и теории
- Принципы рационализации экономических решений
- Современные проблемы Российской экономики
- 4.2. Методы социологических исследований
- Социальное обследование методом "фокус-групп"
- От социальных обследований к научным исследованиям
- Эмпирические методы социального исследования
- Гипотезы и теории в социальном исследовании
- Социологические концепции, доктрины и парадигмы
- 4.3. Методы исследований социально-экономического поведения Основные проблемы социально-экономического поведения в современной России
- Проблемы совершенствования технологии мотивирования социально-экономического поведения
- 4.4. Методы исторических исследований
- 4.5. Методы гуманитарных исследований
- Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- 5. Представление результатов научной работы
- 5.1. Общие принципы работы с текстом
- Представление табличного материала
- Оформление иллюстративного материала
- 5.2. Введение и Общая характеристика работы
- Актуальность исследования
- Апробация
- Практическая значимость
- Публикации
- Автор защищает
- Структура и объем работы
- 5.3. Основная часть описания научного исследования
- Глава 1. Критический анализ состояния проблемы.
- Глава 2. Предлагаемые способы решения проблемы.
- Глава 3. Проверка и подтверждение результатов исследования.
- 5.4. Заключение и приложения Заключение (основные выводы)
- Приложения
- 5.5. Литературное представление научных результатов
- 5.6. Устные организационные формы научного общения
- 5.7. Общение с оппонентами и процедура защиты Рекомендации к реагированию на замечания оппонентов
- Процедура защиты
- Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Понятийный аппарат исследовательской работы (курсовой, дипломной, заказной, диссертационной)
- Заключение
- Библиографические списки Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Приложение 1. Пример задания на дипломную работу
- Исходные данные для выполнения работы:
- Приложение 2. Пример отзыва научного руководителя
- Приложение 3. Пример рецензии на дипломную работу
- Приложение 4. Пример аннотации аттестационной работы
- Глава 2 (название главы) раскрывает современное состояние региональной статистики, отражает проблемы, мешающие полному удовлетворению в экономической информации.
- Приложение 5. Метод "фокус-групп"
- Навыки и приемы, необходимые модератору
- Учебное пособие
- 630102, Новосибирск, Сибирская академия государственной службы,