logo search
ММНИ учеб

2.3. Логические основы исследований

Благодаря многостороннему изучению кон­кретных предметов, явлений и процессов при помощи методов частных наук и логических средств достигается высокое качество познания мира. Поэтому в плане методических вопросов научной работы целесообразно отметить основ­ные категории, составляющие предмет логики научного иссле­дования и их особенности.

«Логика научного исследования прежде всего необходима как со­держательная логико-гносеологическая система, дающая це­лостное знание о процессе научного исследования, о его со­ставляющих элементах»15.

К числу основных элементов научного процесса относят понятия: научный факт, проблема, система, теория, а также понятия, которые отражают ход исследования, такие, как свойства, идея, гипотеза, интуиция, концепция, прин­цип, поиск и др.

П. Т. Приходько приводит16 примеры, раскрывающие сущность ряда категорий логической теории, чтобы привлечь внимание читате­лей к этому разделу логики.

Понятие «научный факт» значительно шире и многограннее, чем понятие «факт», при­меняемое в обыденной жизни. Когда говорят о научных фактах, то понимают их как эле­менты, составляющие основы научного знания, отражающие объективные свойства вещей и явлений. На основании науч­ных идей и фактов определяются закономерности процессов и явлений, строятся теории и выводятся законы.

Характерными чертами научного фак­та являются новизна, достоверность и точность.

Новизна научного факта говорит о принципиально новом, неизвестном до сих пор познании сущности какого-то пред­мета, явления, процесса.

Достоверность научного факта характеризует его безу­словное реальное существование, подтверждаемое при повто­рении аналогичных ситуаций. Если такого подтверждения нет, то нет и достоверности научного факта.

Точность научного факта определяется объективными ме­тодами и характеризует совокупность наиболее существенных параметров предметов, явлений, событий, их количественных и качественных определений.

Оценка особенностей и параметров научных фактов помогает выяснить их масштабность, т. е. предполагае­мое значение для теории и практики. К сожалению, это не всегда удается. Оценка значимости многих фактов по мере развития науки существенно изменяется.

Научные факты имеют широкий диапазон действия во вре­мени, относятся как к давно прошедшим событиям («археологические факты», «исторические факты»), так и к наблюдениям сегодняшнего дня и даже отдаленного будущего.

Изуче­ние логики научного исследования позволяет глубже и конкретнее оценивать роль и значение выявленных фактов в познавательной деятельности.

К числу основных элементов научного процесса относятся также понятия «проблема» и «проблемная ситуация».

Проблема (англ. Problem, от греч. problёma задача, задание) – теоретический или практический вопрос, требующий разрешения.

П. в научном смысле — это объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых имеет практический или теоретический интерес. Она выступает как осознание, констатация недостаточности достигнутого к данному моменту уровня знаний, что является следствием новых фактов, связей, законов, обнаружения логических изъянов существующих теорий, либо следствием появления новых запросов практики, которые требуют: выхода за пределы уже полученных знаний. Таким образом, в науке проблемой принято называть вопрос, способ декомпозиции которого с целью сведения к известному знанию требует научного исследования. Разрешение проблемы в результате научного исследования является целью исследования. Научная П. – противоречие между осознанием научно-познавательной или практической потребности и незнанием способов ее удовлетворения. Соответственно, основная цель исследования определяется как теоретико-прикладная (поиск типового решения проблемы с последующим его приложением к практике) или преимущественно прикладная, т.е. связанная с решением практических вопросов (например, регулированием определенных социальных процессов).

В области социально-экономических наук проблемы различают в соответствии с целью исследования на проблемы гносеологического (логико-познавательного) и предметного характера. Гносеологические проблемы — это проблемы, вызванные недостатком информации о состоянии, тенденциях изменения важных с точки зрения идеологической и управленческой функций социальных явлений и процессов. Здесь проблемы порождены недостатком знаний. Предметные проблемы – противоречие, вызванное столкновением интересов той или иной группы населения, социальных институтов, побуждающих их к действиям, дестабилизирующие их жизнедеятельность. По своему носителю проблема может представлять собой противоречие, затрагивающее интересы отдельных социально-демографических, национальных, профессиональных, политических и др. групп, социальных институтов, производственных предприятий, государственных учреждений и т.д.

В менеджменте П. – несоответствие фактического состояния управляемого объекта желаемому или заданному (запланированному). Проблема может быть стратегической или текущей; внезапной (даже катастрофической) или плановой; объективной или субъективной (созданной человеком); технической, экологической, социальной, организационной, психологической, экономической, безопасности и т.д.

Для устранения несоответствия, т.е. разрешения проблемы (если она разрешима) последняя разлагается на части – задачи (подвергается декомпозиции) до получения упорядоченной сети или последовательности задач, решение которых можно получить известными методами, и решение которых обеспечивает разрешение проблемы в целом.

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ (англ. Problem situation) – проблема с учетом воздействующих на нее ситуационных факторов (совокупность проблемы и ситуации: проблема на своем фоне). Разрешение проблемной ситуации осуществляется согласно методологии мягких систем.

Исследование научной проблемы следует рассмат­ривать во взаимосвязи составляющих элементов, частных разделов, частных проблем с содержанием всей проблемы в целом.

Научная работа отличается от всякой другой большей логичностью. Поэтому какие бы ошибки с точки зрения логики ни делали авторы научных работ при описании хода исследования, всегда можно доказать, что любая ошибка такого рода сводится в конечном счете к нарушению требований того или иного логического закона.

Не зная законов и правил логики и не умея их применять, нель­зя и помышлять о плодотворной научной деятельности. Иногда, правда, ими пользуются интуитивно, однако это менее надежно, чем использование правил вывода на на­учной основе.

Поскольку в научном тексте используются понятия и суждения, очевидно, что прежде всего именно эти смысловые единицы должны удовлетворять требованию определенности.

Это требование находит свое выражение в законе тождества, со­гласно которому предмет мысли в пределах одного рассуждения дол­жен оставаться неизменным.

Этот закон требует, чтобы в ходе сообщения все понятия и суж­дения носили однозначный характер, исключающий двусмыслен­ность и неопределенность.

На первый взгляд содержащееся в законе тождества требование представляется предельно простым. Однако хорошо известно, что внешне одинаковые словесные кон­струкции могут иметь разное содержание, и, наоборот, одна и та же мысль может быть выражена по-разному. Первое явление называется омонимией, второе — синонимией. Омонимия делает возможным неправомерное отождествление объективно различного, а синони­мия — ошибочное различение тождественного.

Требование непротиворечивости мышления выражает закон непро­тиворечия. Согласно этому закону, не могут быть одновременно ис­тинными два высказывания, одно из которых что-то утверждает, а другое отрицает то же самое. Закон утверждает: «Неверно, что и (не ) одновременно истинны».

Использование закона непротиворечия помогает обнаруживать и устра­нять противоречия в объяснениях фактов и явлений, вырабатывать критическое отношение ко всякого рода неточностям и непоследова­тельности в сообщении научной информации.

Уличение в противоречивос­ти является аргументом против любых высказываний.

В научной работе важно и требование закона ис­ключенного третьего. Этот закон утверждает, что из двух отрицающих друг другу суждений верно либо одно, либо другое.

Закон ис­ключенного третьего не действует на такие суждения, каждое из которых не просто отрицает другое, а со­общает сверх этого дополнительную информацию.

Важность закона исключенного третьего для ведения научной работы состоит в том, что он требует соблюдения последовательности в изложении фактов и не допускает противоречий, требует ясных, определенных ответов, указывая на невозможность искать нечто среднее между утверждением чего-либо и отрицанием того же самого.

Требование доказательности научных выводов, обоснованности суждений выражает закон достаточного основания, который формули­руется следующим образом: истинность мысли должна иметь достаточное основание.

Достаточным основанием мысли может служить любая другая истинная мысль, из которой с необходимостью вытекает истин­ность данной.

Закон достаточного основания требует, чтобы всякое суждение, которое мы используем в научной работе, прежде чем быть принятым за истину, должно быть обосновано.

Правила вывода

Значительная часть научной инфор­мации носит характер выводных суждений, т.е. суждений, не полу­ченных путем непосредственного восприятия действительности, а выведенных из других суждений.

Логическим средством получения таких выводных знаний и являются умозаключения (леммы, теоремы), т.е. мыслительные опе­рации, посредством которых из некоторого количества заданных суж­дений выводится с использованием правил вывода иное суждение, определенным образом связанное с исходным. Все умозаключения можно квалифицировать как индук­тивные, дедуктивные и аналогичные.