logo search
ММНИ учеб

Введение

Сегодня в динамично меняющихся социально-экономических условиях наблюдается повышение интереса к проведению научных исследований. К этому есть несколько побудительных причин, назовем наиболее общие. С одной стороны, в наше время наука является одной из важнейших производительных сил общества. С другой, – занятия наукой приносят доход, что также является побудительной причиной. Поэтому современная наука развивается очень быстрыми темпами, в настоящее время объем научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % ученых когда-либо живших на Земле являются нашими современниками. За последние 300 лет она имела экспоненциальное развитие с такими параметрами, что около 90 % всех научно-технических достижений были сделаны в наше время. Наука явилась основной причиной НТР, перехода к постиндустриальному обществу, повсеместному внедрению информационных технологий, появления «новой экономики», для которой не действуют законы классической экономической теории, начала переноса знаний человечества в электронную форму, удобную для хранения, систематизации, поиска и обработки, и т.д.

Наука является продуктивной благодаря наличию мощной системы методологии, принципов и методов познания. Правильно выбранный метод и талант ученого дают ему возможность познавать глубинную связь явлений, вскрывать их сущность, открывать законы. Количество методов, которые разрабатывает наука для познания действительности постоянно увеличивается. Точное их количество трудно определить. В мире существует около 15000 наук и каждая из них имеет свои специфические методы и предметы исследования.

Для эффективного использования наук систематизируются их специфические узкоспециализированные методы. Узкоспециализированные методы находятся в диалектической связи с общенаучными методами, которые они, как правило, содержат в различных сочетаниях и с диалектическим методом. Это обстоятельство является одной из причин, которые определяют важность наличия философских знаний у ученого. Философия как наука «о наиболее общих закономерностях бытия и развития мира» занимается изучением тенденций и путей развития научного познания, его структуры и методов исследования, рассматривая их через призму своих категорий, законов и принципов. Философия наделяет ученого всеобщим методом, без которого трудно обойтись в любой области научного познания.

Цель настоящего пособия — познакомить читателя с основными идеями и принципами научного исследования. Особое внимание в нем уделяется методологическим основам научного творчества, технологии и методами проведения научных исследований, представлению результатов в виде текстов (научных статей, отчетов, дипломных и аттестационных работ и т. д.) и процедуре публичной защиты научных работ.

Методология науки анализируется, во-первых, как система принципов и способов организации и построения теоретической и прак­тической деятельности, а во-вторых, — как учение об этой системе. В-третьих, методология науки рассматривается как научная дисциплина — область знаний, охватывающая все много­образие методологических и методических принципов и приемов, опе­раций и форм построения научного знания.

В работе обсуждаются специфика научной деятельности, методы и средства научного познания, структура научного знания, современные теории истинности и критерии научности знания.

Из нормативных требований по оформлению в работе содержатся только наиболее общие. Правила оформления со временем меняются, их надо брать в действующих ГОСТах и инструкциях соответствующих инстанций. Поэтому работа не может заменить стандартов, но представляет набор полезных рецептов, оттеняющих главное в организации и описании исследовательской работы.

Работа написана на основе многолетнего опыта руководства научными работами и опыта прослушивания защит дипломных работ и диссертаций в областях социально-экономического, технического, физико-математического и педагогического профилей, а также анализа авторефератов и диссертаций.

Введение и разделы 1, 4-6 написаны Л.Л. Высоцким.

Постановка задачи создания учебного пособия принадлежит А.В. Новокрещенову.

Написание рабочей программы курса, разделов 2 и 3, общее редактирование, составление вопросов к разделам и тестам, подбор приложений и рекомендуемой литературы осуществлены Л.Л. Высоцким и А.В. Новокрещеновым совместно.

Работа адресована студентам, слушателям курсов повышения квалификации, магистрантам, аспирантам и соискателям ученых степеней, впервые сталкивающимся с научными исследованиями по их дипломным и диссертационным работам, и которым на первых порах важно иметь хотя бы общее представление о методах (техниках), методиках и методологии научного творчества. Пособие может быть полезно лицам, готовящим выступления на научных конференциях, а также исследователям, выполняющим заказные научные работы. Оно может оказаться полезным всем тем, кто желает повысить культурный уровень научной работы.