Введение
Сегодня в динамично меняющихся социально-экономических условиях наблюдается повышение интереса к проведению научных исследований. К этому есть несколько побудительных причин, назовем наиболее общие. С одной стороны, в наше время наука является одной из важнейших производительных сил общества. С другой, – занятия наукой приносят доход, что также является побудительной причиной. Поэтому современная наука развивается очень быстрыми темпами, в настоящее время объем научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % ученых когда-либо живших на Земле являются нашими современниками. За последние 300 лет она имела экспоненциальное развитие с такими параметрами, что около 90 % всех научно-технических достижений были сделаны в наше время. Наука явилась основной причиной НТР, перехода к постиндустриальному обществу, повсеместному внедрению информационных технологий, появления «новой экономики», для которой не действуют законы классической экономической теории, начала переноса знаний человечества в электронную форму, удобную для хранения, систематизации, поиска и обработки, и т.д.
Наука является продуктивной благодаря наличию мощной системы методологии, принципов и методов познания. Правильно выбранный метод и талант ученого дают ему возможность познавать глубинную связь явлений, вскрывать их сущность, открывать законы. Количество методов, которые разрабатывает наука для познания действительности постоянно увеличивается. Точное их количество трудно определить. В мире существует около 15000 наук и каждая из них имеет свои специфические методы и предметы исследования.
Для эффективного использования наук систематизируются их специфические узкоспециализированные методы. Узкоспециализированные методы находятся в диалектической связи с общенаучными методами, которые они, как правило, содержат в различных сочетаниях и с диалектическим методом. Это обстоятельство является одной из причин, которые определяют важность наличия философских знаний у ученого. Философия как наука «о наиболее общих закономерностях бытия и развития мира» занимается изучением тенденций и путей развития научного познания, его структуры и методов исследования, рассматривая их через призму своих категорий, законов и принципов. Философия наделяет ученого всеобщим методом, без которого трудно обойтись в любой области научного познания.
Цель настоящего пособия — познакомить читателя с основными идеями и принципами научного исследования. Особое внимание в нем уделяется методологическим основам научного творчества, технологии и методами проведения научных исследований, представлению результатов в виде текстов (научных статей, отчетов, дипломных и аттестационных работ и т. д.) и процедуре публичной защиты научных работ.
Методология науки анализируется, во-первых, как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а во-вторых, — как учение об этой системе. В-третьих, методология науки рассматривается как научная дисциплина — область знаний, охватывающая все многообразие методологических и методических принципов и приемов, операций и форм построения научного знания.
В работе обсуждаются специфика научной деятельности, методы и средства научного познания, структура научного знания, современные теории истинности и критерии научности знания.
Из нормативных требований по оформлению в работе содержатся только наиболее общие. Правила оформления со временем меняются, их надо брать в действующих ГОСТах и инструкциях соответствующих инстанций. Поэтому работа не может заменить стандартов, но представляет набор полезных рецептов, оттеняющих главное в организации и описании исследовательской работы.
Работа написана на основе многолетнего опыта руководства научными работами и опыта прослушивания защит дипломных работ и диссертаций в областях социально-экономического, технического, физико-математического и педагогического профилей, а также анализа авторефератов и диссертаций.
Введение и разделы 1, 4-6 написаны Л.Л. Высоцким.
Постановка задачи создания учебного пособия принадлежит А.В. Новокрещенову.
Написание рабочей программы курса, разделов 2 и 3, общее редактирование, составление вопросов к разделам и тестам, подбор приложений и рекомендуемой литературы осуществлены Л.Л. Высоцким и А.В. Новокрещеновым совместно.
Работа адресована студентам, слушателям курсов повышения квалификации, магистрантам, аспирантам и соискателям ученых степеней, впервые сталкивающимся с научными исследованиями по их дипломным и диссертационным работам, и которым на первых порах важно иметь хотя бы общее представление о методах (техниках), методиках и методологии научного творчества. Пособие может быть полезно лицам, готовящим выступления на научных конференциях, а также исследователям, выполняющим заказные научные работы. Оно может оказаться полезным всем тем, кто желает повысить культурный уровень научной работы.
- Isbn © л л. Высоцкий, а. В. Новокрещенов, 2009
- Введение
- Отличительные особенности научной работы
- 1.1. Специфика научной деятельности
- 1.2. Цель, виды, уровни и эффективность научной работы Цель научной работы
- Виды научной работы
- Классификации уровней и методов научного поиска
- 1.3. Научное изучение и предвидение Признаки научности исследования
- Научное предвидение
- 1.4. Планирование и самоорганизация в науке
- 1.5. Этика научной работы
- Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Методология научного исследования
- 2.1. Методология науки как система
- 2.2. Основные методологические принципы познания
- Принцип комплексности познания
- Системное познание
- Принцип детерминизма
- Историко-логический принцип познания
- 2.3. Логические основы исследований
- Логика дедуктивных и индуктивных выводов
- Правила аргументации
- 2.4. Согласование задания на исследовательскую работу
- Формулировка темы исследования
- Выбор объекта исследования
- Согласование предмета исследования
- Согласование главной цели работы
- Задачи исследования
- Выбор инструментария исследования
- Примерный перечень предполагаемых результатов
- Структура работы
- Перечень предполагаемых иллюстраций к докладу работы
- Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Общенаучные методы научного исследования
- 3.1. Обобщенные методы эмпирического познания Научное наблюдение и описание
- Эксперимент
- Индикаторы и шкалирование
- Типы шкал и правила их построения
- Номинальная шкала
- Ранговая (порядковая) шкала
- Интервальная шкала
- Измерение и сравнение
- 3.2. Общенаучные методы теоретического познания Восхождение от абстрактного к конкретному
- Идеализация и мысленный эксперимент
- Формализация
- Аксиоматический метод
- Метод гипотезы
- 3.3. Общенаучные методы всех уровней познания Применение анализа и синтеза в научных исследованиях
- Применение индукции и дедукции в научных исследованиях
- Возможности аналогий и моделирования в научных исследованиях
- Системный подход
- Особенности системных решений проблем разного профиля
- Системный анализ
- 3.4. Общие методы анализа информации
- Контент-анализ
- Методы группировок и классификаций Методы группировок
- Кластерный анализ
- Факторный анализ
- Методы экстраполяции
- 3.5. Методическое исследование
- 3.6. Комплексное исследование
- Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Специальные методы исследований проблем государственного и муниципального управления
- 4.1. Методы экономических исследований
- Факторы исследования экономических явлений
- Экономические концепции и теории
- Принципы рационализации экономических решений
- Современные проблемы Российской экономики
- 4.2. Методы социологических исследований
- Социальное обследование методом "фокус-групп"
- От социальных обследований к научным исследованиям
- Эмпирические методы социального исследования
- Гипотезы и теории в социальном исследовании
- Социологические концепции, доктрины и парадигмы
- 4.3. Методы исследований социально-экономического поведения Основные проблемы социально-экономического поведения в современной России
- Проблемы совершенствования технологии мотивирования социально-экономического поведения
- 4.4. Методы исторических исследований
- 4.5. Методы гуманитарных исследований
- Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- 5. Представление результатов научной работы
- 5.1. Общие принципы работы с текстом
- Представление табличного материала
- Оформление иллюстративного материала
- 5.2. Введение и Общая характеристика работы
- Актуальность исследования
- Апробация
- Практическая значимость
- Публикации
- Автор защищает
- Структура и объем работы
- 5.3. Основная часть описания научного исследования
- Глава 1. Критический анализ состояния проблемы.
- Глава 2. Предлагаемые способы решения проблемы.
- Глава 3. Проверка и подтверждение результатов исследования.
- 5.4. Заключение и приложения Заключение (основные выводы)
- Приложения
- 5.5. Литературное представление научных результатов
- 5.6. Устные организационные формы научного общения
- 5.7. Общение с оппонентами и процедура защиты Рекомендации к реагированию на замечания оппонентов
- Процедура защиты
- Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Понятийный аппарат исследовательской работы (курсовой, дипломной, заказной, диссертационной)
- Заключение
- Библиографические списки Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Приложение 1. Пример задания на дипломную работу
- Исходные данные для выполнения работы:
- Приложение 2. Пример отзыва научного руководителя
- Приложение 3. Пример рецензии на дипломную работу
- Приложение 4. Пример аннотации аттестационной работы
- Глава 2 (название главы) раскрывает современное состояние региональной статистики, отражает проблемы, мешающие полному удовлетворению в экономической информации.
- Приложение 5. Метод "фокус-групп"
- Навыки и приемы, необходимые модератору
- Учебное пособие
- 630102, Новосибирск, Сибирская академия государственной службы,