logo search
ММНИ учеб

5.3. Основная часть описания научного исследования

Основная часть описания научного исследования воплощена в ее разделах, главах, пара­графах, где излагается собственно содержание работы, а также в заклю­чении, где, излагаются выводы и рекомендации. Это определяющая в объемном и в содержательном отношении часть, она составляет 80—90% объема всей работы и отражает не только существо работы, во многом ясное из введения, но и ее детальное содержание, внутреннюю логику построения.

Основная часть описания научного исследования строится не на нормативной, а на творческой основе, к ее формированию в наи­меньшей степени приложимы жестко заданные рецепты, универ­сальные установки и правила. Изложим наиболее типичные закономерности, черты, присущие описанию основной части научной работы, не углубляясь при этом в детали, обусловленные спецификой подготовки работ по отдельным: научным отраслям и специальностям.

Приступая к написанию разделов научного исследования, надо видеть об­щие очертания работы в виде ее структурного построения по главам и параграфам. Такое видение уже должно иметь место, так как еще при утверждении темы и составлении задания научной работы просмат­ривалась и ее структура. Так что к моменту, когда исследователь приступит к написанию мате­риалов отдельных глав научного исследования, образ работы должен явным образом сложиться в его сознании, представлении.

Если до этого этапа видение работы в целом было все же размы­тым, неопределенным, то теперь пора внести в него требуемую чет­кость, ясность, сформировав структуру описания научного исследования по главам и па­раграфам, вдохнув живое содержание во все разделы и подразделы работы. Отсюда вовсе не вытекает, что работа будет написана именно в такой последовательности. Элементы описания научного исследования обычно готовятся в последовательности, отличающейся от их расположения в будущем оглавлении работы. Но так как вам пора приступить к из­готовлению блоков этого труда, вы обязаны пред­ставлять себе его облик и строение, иначе трудно будет соединить блоки в единую целостную конструкцию. Это обернется для вас подлинной трагедией, когда обнаружится, что куски, части работы в нужном объеме подготовлены, а целостную работу из них со­брать невозможно, так как вместо нее есть набор не связанных об­щим замыслом разнородных элементов.

Конструирование основной части описания научного исследования, главы, параграфы, их содержательное наполнение, расположение в соответствии с логикой построения работы, связи между отдельны­ми частями осуществляются именно на этом этапе. В создании подобной архитектоники и заключена глав­ная после выбора темы научного исследования трудность ее построения.

Существуют разные типы архитектурной композиции научных работ.

Как отмечалось в описании задания на научное исследование, основная часть разбивается на главы или иные единицы деления (праграфы, пункты). Количество единиц деления определяется содержанием исследования. Часто рекомендуемая логика изложения такова, что:

  1. Вначале излагается существовавшая до проведенного исследования теория по интересуемым вопросам. Соответственно, в этой части исследователь излагает представления, почерпнутые из литературных источников.

  2. Во второй части исследователь излагает практику своего исследования, что фактически он наблюдал в жизни, как ставил эксперимент, если этого потребовало исследование, какие обнаружил несоответствия в теории и практике, какие обнаружил важные свойства, сулящие трудности в будущем, или же наоборот успех при их применении.

  3. Третья часть обычно посвящается созидательному процессу, базирующемуся на полученных результатах: это могут быть перспективы практического применения полученных результатов, или теоретического развития исследуемого вопроса, или того и другого вместе.

Данная логика построения основной части описания исследования особенно полезна для сравнительно несложных квалификационных научных работ: дипломных и аттестационных.

Для научных работ более высокого уровня, например, высоко ответственных работ заказного характера, а также диссертационных построение архитектоники описания делают более приближенным к сущности работы. Обрисуем в общих чертах наиболее распространенные подходы (логика дальнейшего изложения данного раздела и отдельные абзацы с небольшой корректировкой применительно к целям нашей работы заимствованы из работы123) к структуриза­ции основного содержания такой научной работы, чтобы дать исследователю возможность выбора стиля построения научного труда. В качестве критерия выделения разных композиционных схем пост­роения описания научного исследования избран классификационный признак, характе­ризующий подход к выделению и расположению глав описания научного исследования.

А. Системно-проблемное структурирование описание научного исследования состоит в том, что вся структура описание научного исследования непосредственно и целиком «нанизывается» на научную проблему, решаемую в работе, т. е. про­блема служит не только отправной позицией, но пронизывает на­сквозь всю работу. Диссертация строится по схеме: «сущность про­блемы и ее постановка — предлагаемые способы решения пробле­мы — подтверждение и практическое значение результатов решения проблемы». Системность такой композиции состоит в разделении проблемы на составные части в виде подпроблем, решении отдель­ных подпроблем и дальнейшем сведении результатов решения под­проблем в общее решение всей проблемы. Набросаем примерный макет содержания основной части кандидатской описание научного исследования, структурированной по системно-проблемному принципу.