logo search
ММНИ учеб

3.5. Методическое исследование

Методика (англ. Procedure; Methods)  (от греч. methodike) – 1) совокупность методов, приемов, cnocобов целесообразного проведения какой-либо работы; 2) отрасль педагогической науки; излагает правила и методы преподавания какого-либо отдельного учебного предмета (методика языка, методика арифметики в т.д.). *М. в бизнесе – система как совокупность методов, приемов, способов целесообразного проведения каких-либо работ или оказания услуг.

Методика исследования (англ. Technique of research)  — система конкретных приемов или спо­собов осуществления какого-либо исследования.

Выбор в качестве темы научного труда специально мето­дического исследования встречается далеко не часто. Меж­ду тем значение в любой науке методических работ трудно пе­реоценить. «...метод — самая первая, основная вещь. От ме­тода, от способа действия зависит вся серьезность исследова­ния. Все дело в хорошем методе»55.

В любом де­ле способ его осуществления есть одно из решающих усло­вий успешного выполнения задачи. В специальном методиче­ском исследовании собственно методическая сторона всей работы приобретает особо важное значение.

Одни методические исследования ставят своей главной задачей коренное улучшение каких-либо распространенных и важных для производства способов изготовления продукции, добычи и переработки полезных ископаемых, другие направ­лены на повышение точности методов исследования приро­ды, третьи — на формирование (создание) эффективных новых методов и т. п.

В методических исследованиях чаще проявляются «собст­веннические» черты автора, желающего закрепить свой лич­ный приоритет в научном открытии или предложении и часто повторяющего «мой метод», «моя работа».

Однако здесь надо быть предельно корректным. Нельзя забывать, что каждое научное открытие или изо­бретение — это не только личное достижение какого-то учено­го, а также результат работ многих предшественников, про­торивших дорогу для этих достижений.

Например, одним из авторов данной работы был создан метод56 интервального нормирования длительности производственных процессов, включающий экономическую оптимизацию количества наблюдений. Однако в каждом упоминании об этом методе, автор отдает должное Б.М. Генкину, который впервые высказал целесообразность обоснования количества наблюдений с экономических позиций и, по сути, наметил принцип решения этого вопроса.

Характерными чертами методического исследования явля­ются:

  1. объективная оценка рассматриваемых методов или методик;

  2. выявление слабых сторон известных ранее методов;

  3. разработка нового метода или методики (возможно, совершенствование старого), дающих существенные преимущества по сравнению с другими современными методами в конкретной области;

  4. обоснование преимуществ нового метода;

  5. экономическая оценка предполагаемого или реализованного применения предлагаемого нового (или усовершенствованного) метода.