Экономические концепции и теории
Содержание и характер экономических теорий определяется системой основных понятий и фундаментальных законов, которые лежат в их основе. В экономических концепциях рассматриваются руководящие идеи, которые выражают общую стратегию исследований. Используя современную терминологию, концепции называют парадигмами исследования. К ним можно отнести наиболее фундаментальные теории, которые играли или все еще играют роль таких парадигм.
Классическая концепция экономики. Она опирается на закон стоимости, согласно которому стоимость товаров определяется общественно-необходимым трудом, затраченным на производство товаров, поэтому и получила наименование трудовой теории стоимости. Основные идеи классической концепции экономики были сформулированы Смитом и свое завершение получили в трудах Рикардо и Милля.
Данная концепция сформировалась в тот период развития экономики, когда в ней доминировала свободная конкуренция, почти отсутствовали монополии, а рыночная система не испытывала глубоких спадов и кризисов производства. Поэтому преобладал взгляд, что такая система может развиваться относительно стабильно. Для оправдания этого мнения Ж.Б. Сэй выдвинул гипотезу о существовании закона, согласно которому производство само создает себе потребителя. На первый взгляд действительно кажется, что весь произведенный обществом продукт должен быть потреблен населением за счет дохода, полученного за производство продукции. Такое предположение, однако, оказывается несостоятельным, поскольку не весь полученный доход идет на потребление, часть его направляется на сбережение. Населению выгодно вкладывать свои сбережения под определенный процент в банки, а последним — давать кредиты за проценты предпринимателям, которые инвестируют его в производство.
Таким образом, по мнению экономистов-классиков, в идеале ставка процента выступала регулятором сохранения стабильности производства, обеспечения полной занятости и исключения вынужденной безработицы.
Когда ситуация в экономике существенно изменилась, спады производства стали обычным явлением, кризисы усилились, свободная конкуренция постепенно стала вытесняться господством монополий, то отчетливо обнаружились недостатки классической экономической теории. Поэтому еще в середине XIX в. с критикой этой теории выступил Карл Маркс. Он признавал, что стоимость товаров создается трудом, но труд создает также прибавочную стоимость, которая может распределяться по многим вариантам.
Экономическая концепция Кейнса. Теорию государственного регулирования экономики английский экономист Д.М. Кейнс выдвинул после возникновения глубокого кризиса, охватившего США и страны Западной Европы в 1929—1933 гг. Главная идея теории Кейнса была направлена против утверждения классиков о саморегулировании рыночной капиталистической экономики.
В труде «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) Кейнс заявлял, что механизма, способного обеспечить достаточное саморегулирование не существует, полная занятость при капитализме достигается лишь в редких случаях. Поэтому вынужденная безработица существует всегда. Поскольку рынок не может служить во всех случаях регулятором экономики, то государство, по его мнению, должно играть активную роль в осуществлении этих задач. Вмешательство государства в регулирование экономики должно состоять в проведении такой фискальной и денежно-кредитной политики, которая бы смягчала периодически возникающие резкие спады производства.
Основная идея теории Кейнса была ориентирована на ликвидацию спада производства и увеличение его реального объема через снижение налогов и увеличение государственных закупок. Кейнс заложил основы макроэкономики, определил ее основные понятия и сформулировал важнейшие закономерности, на которые в той или иной степени опираются современные экономисты.
Монетаристская концепция. Со времени опубликования книги Кейнса экономическая ситуация в странах с развитой рыночной экономикой существенно изменилась. После окончания Второй мировой войны кейнсианцы предсказали глубокий кризис производства, но он не наступил, зато во многих странах усилились инфляционные процессы. В связи с этим начинается критика теории Кейнса, и все большую популярность приобретает монетаристская теория, выдвинутая чикагской школой во главе с М. Фридменом.
Монетаристы, как и экономисты-классики, выступают против вмешательства государства в регулирование рынка. Они считают, что правильная денежно-кредитная политика, свободная от произвольных изменений курса, наиболее эффективна в борьбе с инфляцией. Такая политика будет оптимальной на долгосрочных временных интервалах, если рост денежной массы составит 3—4% увеличения реального объема производства.
С синергетической точки зрения монетаристская, как и классическая теория, обращают основное внимание на процессы самоорганизации экономической системы вообще и рыночного механизма в частности. Но при этом забывается, что такая система не является целиком самоорганизующейся. Другими словами, она не может полностью регулировать себя. Кейнсианская теория, напротив, подчеркивает необходимость внешней организации, вмешательства государства в регулирование рынка во время спадов и кризисов. Эти теории отображают разные аспекты экономического развития и должны дополнять, а не исключать друг друга.
Наряду с фундаментальными экономическими теориями, существует множество частных теорий, которые рассматривают проблемы развития отдельных секторов экономики: производства и обмена, потребления и распределения. В свою очередь, в указанных секторах существуют свои особые теории, например теория ценообразования в отношении факторов производства в рамках теории распределения или теория потребительского спроса в рамках теории потребления и т.д. Все они обычно построены по иерархическому принципу, при котором основные понятия и законы частных теорий являются конкретизацией понятий и законов более общих теорий. К последним относятся также теории или концепции, характеризующие динамику и эволюцию экономических систем.
В экономической науке представление о динамике и статике изучаемых явлений впервые применил Милль. Оно было заимствовано им из ньютоновской механики и поэтому опиралось на идею обратимых и равновесных процессов. Четкое различие между обратимыми и необратимыми процессами в экономике и связь последних с эволюцией произвел Н. Д. Кондратьев. «Под эволюционными, или необратимыми, процессами,— писал Кондратьев, — мы понимаем те изменения, которые при отсутствии резких посторонних пертурбационных воздействий протекают в определенном и в одном и том же направлении». Под повторяющимися, или обратимыми, процессами он понимает процессы, которые, находясь в данный момент в данном состоянии и затем меняя его, рано или поздно могут вернуться к исходному состоянию. К ним он относил сезонные колебания экономической конъюнктуры, промышленно-капиталистические циклы длительностью 7—11 лет и открытые им большие экономические колебания конъюнктуры, охватывающие примерно 50—60 лет («волны Кондратьева»). «Однако народно-хозяйственный процесс в целом, — подчеркивал он,— представляется необратимым процессом перехода с одной ступени или стадии на другую»65.
В современной литературе, необратимость связывают со вторым законом термодинамики, согласно которому диссипативная динамическая система, вызывая увеличивающуюся энтропию, не может возвратиться в прежнее состояние.
Фундаментальным источником эволюции любых систем является их самоорганизация, которая, однако, происходит по-разному в различных системах. В экономике, тесно связанной с развитием материальных основ производства, такая эволюция имеет непосредственное отношение к переходу от одного технологического уклада к другому.
Технический прогресс, приводящий к замене одного технологического уклада другим, способствует развитию всех составных элементов системы материального производства, и прежде всего повышению производительности общественного труда и экономическому росту. А все это в целом зависит не только от технологии, но и от людей, которые приводят в действие орудия производства, следовательно, от развития и совершенствования их навыков, умений, опыта и квалификации. Но знания и опыт не передаются по наследству, а приобретаются и совершенствуются в ходе обучения, образования и воспитания. Этим социальная эволюция существенно отличается от биологической, ибо она сопровождается не наследованием, а усвоением, совершенствованием опыта и традиций социальных коллективов и общества в целом. Все, что оказалось полезным, целесообразным и эффективным в жизнедеятельности людей, их опыт, знания и нормы поведения формируются в процессе социальной самоорганизации. Поэтому самоорганизация и основанная на ней эволюция лежат в основе развития не только технологических укладов, но и всей социально-экономической системы общества. В то же время, самоорганизация и развитие социально-экономических систем могут корректироваться и направляться обществом. В частности, недостатки в самоорганизации рынка могут быть исправлены разумной государственной макроэкономической политикой. Самоорганизация в обществе должна согласовываться с организацией, осуществляемой государством.
- Isbn © л л. Высоцкий, а. В. Новокрещенов, 2009
- Введение
- Отличительные особенности научной работы
- 1.1. Специфика научной деятельности
- 1.2. Цель, виды, уровни и эффективность научной работы Цель научной работы
- Виды научной работы
- Классификации уровней и методов научного поиска
- 1.3. Научное изучение и предвидение Признаки научности исследования
- Научное предвидение
- 1.4. Планирование и самоорганизация в науке
- 1.5. Этика научной работы
- Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Методология научного исследования
- 2.1. Методология науки как система
- 2.2. Основные методологические принципы познания
- Принцип комплексности познания
- Системное познание
- Принцип детерминизма
- Историко-логический принцип познания
- 2.3. Логические основы исследований
- Логика дедуктивных и индуктивных выводов
- Правила аргументации
- 2.4. Согласование задания на исследовательскую работу
- Формулировка темы исследования
- Выбор объекта исследования
- Согласование предмета исследования
- Согласование главной цели работы
- Задачи исследования
- Выбор инструментария исследования
- Примерный перечень предполагаемых результатов
- Структура работы
- Перечень предполагаемых иллюстраций к докладу работы
- Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Общенаучные методы научного исследования
- 3.1. Обобщенные методы эмпирического познания Научное наблюдение и описание
- Эксперимент
- Индикаторы и шкалирование
- Типы шкал и правила их построения
- Номинальная шкала
- Ранговая (порядковая) шкала
- Интервальная шкала
- Измерение и сравнение
- 3.2. Общенаучные методы теоретического познания Восхождение от абстрактного к конкретному
- Идеализация и мысленный эксперимент
- Формализация
- Аксиоматический метод
- Метод гипотезы
- 3.3. Общенаучные методы всех уровней познания Применение анализа и синтеза в научных исследованиях
- Применение индукции и дедукции в научных исследованиях
- Возможности аналогий и моделирования в научных исследованиях
- Системный подход
- Особенности системных решений проблем разного профиля
- Системный анализ
- 3.4. Общие методы анализа информации
- Контент-анализ
- Методы группировок и классификаций Методы группировок
- Кластерный анализ
- Факторный анализ
- Методы экстраполяции
- 3.5. Методическое исследование
- 3.6. Комплексное исследование
- Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Специальные методы исследований проблем государственного и муниципального управления
- 4.1. Методы экономических исследований
- Факторы исследования экономических явлений
- Экономические концепции и теории
- Принципы рационализации экономических решений
- Современные проблемы Российской экономики
- 4.2. Методы социологических исследований
- Социальное обследование методом "фокус-групп"
- От социальных обследований к научным исследованиям
- Эмпирические методы социального исследования
- Гипотезы и теории в социальном исследовании
- Социологические концепции, доктрины и парадигмы
- 4.3. Методы исследований социально-экономического поведения Основные проблемы социально-экономического поведения в современной России
- Проблемы совершенствования технологии мотивирования социально-экономического поведения
- 4.4. Методы исторических исследований
- 4.5. Методы гуманитарных исследований
- Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- 5. Представление результатов научной работы
- 5.1. Общие принципы работы с текстом
- Представление табличного материала
- Оформление иллюстративного материала
- 5.2. Введение и Общая характеристика работы
- Актуальность исследования
- Апробация
- Практическая значимость
- Публикации
- Автор защищает
- Структура и объем работы
- 5.3. Основная часть описания научного исследования
- Глава 1. Критический анализ состояния проблемы.
- Глава 2. Предлагаемые способы решения проблемы.
- Глава 3. Проверка и подтверждение результатов исследования.
- 5.4. Заключение и приложения Заключение (основные выводы)
- Приложения
- 5.5. Литературное представление научных результатов
- 5.6. Устные организационные формы научного общения
- 5.7. Общение с оппонентами и процедура защиты Рекомендации к реагированию на замечания оппонентов
- Процедура защиты
- Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Понятийный аппарат исследовательской работы (курсовой, дипломной, заказной, диссертационной)
- Заключение
- Библиографические списки Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Приложение 1. Пример задания на дипломную работу
- Исходные данные для выполнения работы:
- Приложение 2. Пример отзыва научного руководителя
- Приложение 3. Пример рецензии на дипломную работу
- Приложение 4. Пример аннотации аттестационной работы
- Глава 2 (название главы) раскрывает современное состояние региональной статистики, отражает проблемы, мешающие полному удовлетворению в экономической информации.
- Приложение 5. Метод "фокус-групп"
- Навыки и приемы, необходимые модератору
- Учебное пособие
- 630102, Новосибирск, Сибирская академия государственной службы,