1.1. Специфика научной деятельности
В чем состоят основные особенности научного познания?
Можно отметить следующие:
Основной задачей научного познания, является установление объективных законов действительности — природных, социальных (общественных), законов самого процесса познания и др. В связи с этим исследования направлены главным образом на наиболее существенные свойства предмета, выражение этих свойств на подходящем языке (например, в системе математических абстракций), предвидение развития систем и событий, поиск путей использования выявленных знаний в интересах человека в областях технологии и социального развития.
Научное познание представляет собой сложный, часто сопровождаемый заблуждениями процесс производства новых знаний, которые образуют целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов. Развитие науки происходит в непрерывной борьбе различных направлений, мнений и идей. В силу постоянного устранения заблуждений на пути к истине важным показателем научности познания является процесс непрерывного самообновления наукой своего концептуального арсенала. Важнейшей характеристикой научного познания является результативность решения основной задачи — получения нового знания.
Высшая ценность научного знания (результатов научного познания) — объективная истина.
Научное знание и истина не тождественны.
Истинное знание может быть и ненаучным. Оно может быть получено в самых разных сферах деятельности человека: в обыденной жизни, экономике, искусстве, в инженерном деле. Определение «ненаучный» не предполагает негативную оценку. Научная деятельность специфична, и научное обоснование не всегда и не везде возможно и уместно.
Но и научное знание не всегда являются истинным, поскольку любое теоретическое утверждение всегда имеет шанс быть опровергнутым в будущем.
Научному познанию присущи доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. До получения исчерпывающих доказательств наука не может признать паранаучные концепции — астрологию (учение о якобы существующей связи между расположением небесных светил и историческими событиями, судьбами людей и народов), парапсихологию (область исследований, ставящую своей целью изучение форм восприятия, происходящего без участия органов чувств, а также форм воздействия живого существа на физические явления без посредства мышечных усилий — желанием, мыслью...), уфологию и т. п., поскольку никаких достоверных, точно установленных фактов, не укладывающихся в перечень случайных или предвзято отобранных совпадений, в таких концепциях нет. Вероятности случайных совпадений вычислимы. Ученый не должен подменять доказательство верой. Т. Гексли1 говорил, что «принимая что-нибудь на веру, наука совершает самоубийство».
Каким должно быть научное знание?
Одним из важнейших качеств научного знания является его системность, т. е. органическое единство научного знания. Знание является орудием получения нового знания, если оно систематизировано, подобно тому, как скрипка для игры на ней должна быть настроена, и, конечно, в ней должны присутствовать все необходимые детали.
Научная систематизация весьма специфична. Для нее свойственно стремление к полноте, непротиворечивости, четким основаниям систематизации. Научное знание как система имеет определенную структуру, элементами которой являются факты, законы, теории. Отдельные научные дисциплины взаимосвязаны и взаимозависимы.
Важным критерием научности знания является его обоснованность, доказательность. Со стремлением к доказательности знания связывают само возникновение науки.
Для обоснования эмпирического знания применяются проверки, статистическое обоснование и т. п.
При обосновании теоретических моделей проверяется их непротиворечивость, соответствие эмпирическим данным, возможность описывать и предсказывать явления.
- Isbn © л л. Высоцкий, а. В. Новокрещенов, 2009
- Введение
- Отличительные особенности научной работы
- 1.1. Специфика научной деятельности
- 1.2. Цель, виды, уровни и эффективность научной работы Цель научной работы
- Виды научной работы
- Классификации уровней и методов научного поиска
- 1.3. Научное изучение и предвидение Признаки научности исследования
- Научное предвидение
- 1.4. Планирование и самоорганизация в науке
- 1.5. Этика научной работы
- Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Методология научного исследования
- 2.1. Методология науки как система
- 2.2. Основные методологические принципы познания
- Принцип комплексности познания
- Системное познание
- Принцип детерминизма
- Историко-логический принцип познания
- 2.3. Логические основы исследований
- Логика дедуктивных и индуктивных выводов
- Правила аргументации
- 2.4. Согласование задания на исследовательскую работу
- Формулировка темы исследования
- Выбор объекта исследования
- Согласование предмета исследования
- Согласование главной цели работы
- Задачи исследования
- Выбор инструментария исследования
- Примерный перечень предполагаемых результатов
- Структура работы
- Перечень предполагаемых иллюстраций к докладу работы
- Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Общенаучные методы научного исследования
- 3.1. Обобщенные методы эмпирического познания Научное наблюдение и описание
- Эксперимент
- Индикаторы и шкалирование
- Типы шкал и правила их построения
- Номинальная шкала
- Ранговая (порядковая) шкала
- Интервальная шкала
- Измерение и сравнение
- 3.2. Общенаучные методы теоретического познания Восхождение от абстрактного к конкретному
- Идеализация и мысленный эксперимент
- Формализация
- Аксиоматический метод
- Метод гипотезы
- 3.3. Общенаучные методы всех уровней познания Применение анализа и синтеза в научных исследованиях
- Применение индукции и дедукции в научных исследованиях
- Возможности аналогий и моделирования в научных исследованиях
- Системный подход
- Особенности системных решений проблем разного профиля
- Системный анализ
- 3.4. Общие методы анализа информации
- Контент-анализ
- Методы группировок и классификаций Методы группировок
- Кластерный анализ
- Факторный анализ
- Методы экстраполяции
- 3.5. Методическое исследование
- 3.6. Комплексное исследование
- Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Специальные методы исследований проблем государственного и муниципального управления
- 4.1. Методы экономических исследований
- Факторы исследования экономических явлений
- Экономические концепции и теории
- Принципы рационализации экономических решений
- Современные проблемы Российской экономики
- 4.2. Методы социологических исследований
- Социальное обследование методом "фокус-групп"
- От социальных обследований к научным исследованиям
- Эмпирические методы социального исследования
- Гипотезы и теории в социальном исследовании
- Социологические концепции, доктрины и парадигмы
- 4.3. Методы исследований социально-экономического поведения Основные проблемы социально-экономического поведения в современной России
- Проблемы совершенствования технологии мотивирования социально-экономического поведения
- 4.4. Методы исторических исследований
- 4.5. Методы гуманитарных исследований
- Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- 5. Представление результатов научной работы
- 5.1. Общие принципы работы с текстом
- Представление табличного материала
- Оформление иллюстративного материала
- 5.2. Введение и Общая характеристика работы
- Актуальность исследования
- Апробация
- Практическая значимость
- Публикации
- Автор защищает
- Структура и объем работы
- 5.3. Основная часть описания научного исследования
- Глава 1. Критический анализ состояния проблемы.
- Глава 2. Предлагаемые способы решения проблемы.
- Глава 3. Проверка и подтверждение результатов исследования.
- 5.4. Заключение и приложения Заключение (основные выводы)
- Приложения
- 5.5. Литературное представление научных результатов
- 5.6. Устные организационные формы научного общения
- 5.7. Общение с оппонентами и процедура защиты Рекомендации к реагированию на замечания оппонентов
- Процедура защиты
- Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Понятийный аппарат исследовательской работы (курсовой, дипломной, заказной, диссертационной)
- Заключение
- Библиографические списки Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Приложение 1. Пример задания на дипломную работу
- Исходные данные для выполнения работы:
- Приложение 2. Пример отзыва научного руководителя
- Приложение 3. Пример рецензии на дипломную работу
- Приложение 4. Пример аннотации аттестационной работы
- Глава 2 (название главы) раскрывает современное состояние региональной статистики, отражает проблемы, мешающие полному удовлетворению в экономической информации.
- Приложение 5. Метод "фокус-групп"
- Навыки и приемы, необходимые модератору
- Учебное пособие
- 630102, Новосибирск, Сибирская академия государственной службы,