logo search
ММНИ учеб

1.1. Специфика научной деятельности

В чем состоят основные особенности научного познания?

Можно отметить следующие:

  1. Основной задачей научного познания, является установление объективных законов действительности — природных, социальных (общественных), законов самого процесса познания и др. В связи с этим исследования направлены главным образом на наиболее существенные свойства предмета, выражение этих свойств на подходящем языке (например, в системе математических абстракций), предвидение развития систем и событий, поиск путей использования выявленных знаний в интересах человека в областях технологии и социального развития.

  2. Научное познание представляет собой сложный, часто сопровождаемый заблуждениями процесс производства новых знаний, которые образуют целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов. Развитие науки происходит в непрерывной борьбе различных на­правлений, мнений и идей. В силу постоянного устранения заблуждений на пути к истине важным показателем научности познания является процесс непрерывного самообновления наукой своего концептуального арсенала. Важнейшей характеристикой научного познания является результативность решения основной задачи — получения нового знания.

  3. Высшая ценность научного знания (результатов научного познания) — объективная истина.

Научное знание и истина не тождественны.

Истинное знание может быть и ненаучным. Оно может быть получено в самых разных сферах деятельности человека: в обыденной жизни, экономике, искусстве, в инженерном деле. Определение «ненаучный» не предполагает негативную оценку. Научная деятельность специфична, и научное обоснование не всегда и не везде возможно и уместно.

Но и научное знание не всегда яв­ляются истинным, поскольку любое теоретическое утверждение всегда име­ет шанс быть опровергнутым в будущем.

  1. Научному познанию присущи доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. До получения исчерпывающих доказательств наука не может признать паранаучные концепции — астрологию (учение о якобы существующей связи между расположением небесных светил и историческими событиями, судьбами людей и народов), парапсихологию (область исследований, ставящую своей целью изучение форм восприятия, происходящего без участия органов чувств, а также форм воздействия живого существа на физические явления без посредства мышечных усилий — желанием, мыслью...), уфологию и т. п., поскольку никаких достоверных, точно установленных фактов, не укладывающихся в перечень случайных или предвзято отобранных совпадений, в таких концепциях нет. Вероятности случайных совпадений вычислимы. Ученый не должен подменять доказательство верой. Т. Гексли1 говорил, что «принимая что-нибудь на веру, наука совершает самоубийство».

Каким должно быть научное знание?

Одним из важнейших ка­честв научного знания является его системность, т. е. органическое единство научного знания. Знание является орудием получения нового знания, если оно систематизировано, подобно тому, как скрипка для игры на ней должна быть настроена, и, конечно, в ней должны присутствовать все необходимые детали.

Научная систематизация весьма специфична. Для нее свойственно стремление к полноте, непротиворечивости, чет­ким основаниям систематизации. Научное знание как система имеет определенную структуру, элементами которой являются факты, законы, теории. Отдельные научные дисциплины взаимосвязаны и взаимо­зависимы.

Важным критерием научности знания является его обос­нованность, доказательность. Со стремлением к доказательности знания связывают само возникновение науки.

Для обоснования эмпири­ческого знания применяются проверки, статистическое обоснование и т. п.

При обосновании теоретических моделей проверяется их непротиворечивость, соответствие эмпирическим данным, возмож­ность описывать и предсказывать явления.