logo search
ММНИ учеб

Интервальная шкала

При помощи ее в прикладной социологии измеримо весьма небольшое число свойств и признаков: в основном те, значение которых можно выразить числом. Таковыми могут быть: возраст, стаж работы, учебы, число членов семьи и др. Позиции в такой шкале расположены по равным или неравным интервалам, в зависимости от значений индикатора, используемого для конструирова­ния шкалы.

Шкала с неравными интервалами имеет такой вид:

"Сколько лет Вы работаете на данном предприятии?"

Шкала с равными интервалами имеет вид:

"Сколько лет Вы работаете на данном предприятии?"

Очень важно следить за тем, чтобы варианты ответа на вопрос соотносились между собой по всем правилам построения соответствующей шкалы.

Например, методически неверно оценивать респондентов в ответе на вопрос: "Как часто Вы смотрите телепередачи Российского телевидения?"- по следующим вариантам ответов:

Первая и последняя позиции составляют ранговую, средние три — интервальную шкалу. По­этому на этапе обработки данных применение единых математических операций для обобщения всех ответов на такой вопрос неправомерно. Возможна только автономная обработка информации по первой и последней позициям отдельно, а по трем средним — также отдельно, в соответствии с представляемыми ими шкалами.

Существует еще ряд правил и требований измерения в прикладной социологии.

Здесь же уместно упомянуть еще несколько требований к шкале, которые необходимо соблюдать при ее конструировании: валидность31, полноту и чувствительность.

Валидность (пригодность) шкалы измерения зависит от правильности выбора индикатора и выражается в том, что используемая шкала измеряет именно то свойство или качество изучаемого явления, которое исследователь намерен измерить.

Так, желая выяснить степень электоральной активности тех или иных групп населения, можно сформулировать вопрос: "Как Вы относитесь к участию в выборах президента страны?". Шкала измерения для сформулированного таким образом вопроса будет содержать следующие позиции: положительно; отрицательно; нейтрально. Естественно, такая шкала измерит отношение респон­дента к самому факту выборов президента, но ничего не "скажет" о его личном возможном элек­торальном поведении.

Более правильным будет выбор шкалы в форме ответов на вопрос: "Будете ли Вы участвовать в выборах президента страны, в случае их проведения?": да, непременно; еще не задумывался над этим; определенно нет.

Полнота шкалы измерения предполагает, что в вариантах ответа на вопрос учтены все значения индикатора. Например, построена шкала, включающая в качестве ответов на вопрос: "Из каких источников Вы чаще всего узнаете об актуальных политических событиях?" — варианты:

Она неполная, так как наряду с первичными существуют и вторичные источники, к примеру, родители, друзья, коллеги по работе и др.

Чувствительность шкалы — это ее способность выявить отношение респондентов к изучаемому явлению с той или иной степенью дифференциации. Она неотъемлемая характеристика шкалы построенной на субъективных индикаторах. Число ее позиций, прежде всего для ранговых шкал определяется самим исследователем. Чем больше их, тем шкала чувствительней.

Например, варианты ответов на вопрос: "Удовлетворены ли Вы прослушанной лекцией?" — могут иметь в шкале три позиции и пять.

Шкала с тремя позициями:

Шкала с пятью позициями:

В социологической практике, как правило, используют ранговые шкалы с тремя или пятью позициями. Оценивать явления по более чувствительной шкале, как показывает опыт, респонден­ты затрудняются. Естественно, это не исключает применение более чувствительных шкал, напри­мер, с семью, одиннадцатью, а то и ста позициями (наподобие термометра).

Позиции ранговых шкал, используемых для оценок, располагаются симметрично. Это означа­ет, что число позиций с положительным значением равно числу позиций с отрицательным, а между ними располагается позиция с нейтральным (нулевым) значением.

Как отмечалось ранее, различные типы шкал позволяют проанализировать полученную ин­формацию с различной глубиной. Насколько строгим является такое свойство шкал? Нельзя ли, получив информацию по шкале низшего порядка, каким-то путем сделать на ее основе более глубокие выводы. Оказывается, нет.

Дело в том, что все шкалы высшего порядка сводимы только к шкалам низшего порядка, но не наоборот. Действительно, предположим, что мы получили ответы по интервальной шкале на воп­рос о частоте просмотра респондентом телепередач:

Результаты опроса по данной (интервальной) шкале мы легко можем перегруппировать в соот­ветствии с ранговой (если отметивших первую позицию оценивать как "смотрит часто ", вторую и третью позиции в совокупности — как "смотрит редко ", а последнюю — "не смотрит ") либо в соответствии с номинальной шкалой (если отметивших первые три позиции характеризовать в совокупности как "смотрит телепередачи ", а последнюю позицию соответственно — как "не смотрит телепередачи"). Вполне очевидно, что в обратном порядке осуществление подобной процедуры невозможно. То есть, если мы предусмотрели только варианты ответов по шкале с позициями "смотрит" "не смотрит" телепередачи, то получить более подробную информацию на основа­нии такой шкалы не удастся.

При конструировании шкал в прикладной социологии соблюдают еще такие требования, как точность и надежность.

Точность шкалы — характеристика результата измерения, которая зависит прежде всего от степени совпадения полученных в ходе социологического исследования числовых данных о свойствах, сторонах изучаемого явления (процесса) с их истинной величиной.

Надежность шкалы — ее устойчивость по отношению к изменению характеристик объекта исследования во времени. Она предполагает получение достаточно точных и сравнимых числовых данных об изучаемом явлении (процессе) при многократном (повторном) измерении.

Таким образом, выбор индикаторов и построение на их основе шкал позволяют начать разра­ботку инструментария для непосредственного измерения сторон и свойств изучаемого явления.