logo search
ММНИ учеб

Типы шкал и правила их построения

В исследованиях применяются три основных типа шкал: номинальные, ранговые (порядковые) и интервальные. Их становление тесно связано с развитием измерения в практике.

На заре человеческой истории единственным инструментом измерения выступала способность людей качественно различать (дифференцировать) пред­меты и явления по их наиболее общим признакам и свойствам. В ходе такого различения человек присваивал им определенные наименования. Он, скажем, не мог знать конкретную величину температуры, а мог сделать лишь альтернативный вывод: тепло или холодно. Этот вывод безотносителен к конкретной величине температуры. Так происходило измерение по номинальной шкале. С развитием наблюдательности человек научился использовать для измерения объективные явления природы, обладающие постоянными, периодически повторяющимися в строгой последовательности свой­ствами. Для измерения температуры внешней среды он использовал уже такое явление, как изменение агрегатного состояния воды в природе: лед вода пар. В зависимости от того, в каком состоянии вода находилась, он делал вывод: "холодно", "тепло " или "горячо". Здесь уже имело место упорядочен­ное (ранжированное) измерение. Оно осуществлялось по ранговой шкале.

В дальнейшем людьми были сконструированы искусственные эталоны. Для измерения температу­ры, в частности, была создана шкала с начальной (условно-нулевой) точкой при замерзании воды и с конечной при ее кипении. Расстояние между этими точками разделили на 100 равных интервалов. Появилась возможность выражать величину температуры при помощи чисел по интервальной шкале. Такие шкалы измерения условно можно назвать конвенциальными, так как в качестве эталонной нулевой точки при их конструировании может быть принято любое устойчивое явление природы, как это делается в физике. Если удается найти "абсолютно" устойчивое явление, наподобие скорости света, или точки замерзания по шкале Кельвина (примерно минус 273 градуса по шкале Цельсия), тогда можно построить шкалу пропорций, используемую в естественных науках, однако не применимую для построения гносеологических моделей в современной социологии.

Проиллюстрируем на нескольких примерах особенности использования в социологических исследованиях различных типов шкал.