33 Научно-техническая революция и особенности современной техники
Сегодня наука и техника стали главными факторами, определяющими развитие общества.
Под «современной техникой» понимается та техника, которая образует единство с наукой и производством.
С середины XIX века начинается процесс слияния, с одной стороны, науки и техники, с другой стороны, техники и производства. С этого момента открытия в науке находят применение в создаваемой новой технике, а новая техника становится основным условием подъёма промышленного и сельскохозяйственного производства. И выпуск товаров приобретает массовый характер.
Результаты этого процесса слияния:
-
Появление новых открытий в науке. Учёные, благодаря совершенствованию в технике, смогли приоткрыть природу невидимого – «микромира». И как следствие этого:
-
Появление новых научных дисциплин как фундаментального, так и прикладного характера;
-
Появление технических наук, к которым, в частности, относятся авиастроение, приборостроение, металловедение, электротехника и т.д.
-
Появление новой техники, в которой воплотились достижения науки, и которая коренным образом изменила стиль жизни современного человека. Радио, телефон, телевизор, автомобиль;
-
Появление новых отраслей производства. Например, в энергетической сфере – это атомная промышленность, в транспортной сфере – это автомобильная и авиационная промышленность и т.п.
-
Увеличение объёма и темпов производства. Ибо новая техника, ориентированная на массовый выпуск товаров, значительно сократила время и затраты труда, необходимые для производства единицы продукции.
И все эти явления объединены в понятии научно-технического прогресса.
«Половина всей энергии, истраченной человечеством за прошедшие два тысячелетия, приходятся на последние сто лет».
«Почти 90 % учёных, существовавших за всю историю человечества, живут в настоящее время, и научные открытия совершаются каждый день».
«Скачок», вызванный научно-техническим прогрессом, указывает на глубинные изменения, которые происходят в жизни общества.
С целью демонстрации этих изменений в истории человечества выделяют два типа обществ: традиционные общества и техногенную цивилизацию.
Традиционные общества были характерны для всех древнейших культур, например, для Древней Греции, Древнего Китая, Древней Индии, для государств Средневековья. Это были общества, в которых традиция играла главенствующую роль. Особенностью данного типа обществ являлся низкий темп социальных изменений, поскольку все нововведения сдерживались здесь существовавшими традициями.
Техногенная цивилизация, в свою очередь, обозначает общество, в котором главенствующую роль играет наука и техника. Особенностью этого типа обществ является постоянно меняющиеся условия жизни, поскольку развитие техники задаёт человеку всё более возрастающий темп социальных изменений. Человек, принадлежащий техногенной цивилизации, всегда ориентирован на нововведения; он делает всё возможное, чтобы достичь ускоренного темпа жизни, и чувствует беспокойство, раздражение и дискомфорт при его замедлении. И все события имеют здесь необратимый характер.
Эти два типа обществ противостоят друг другу. Но в этом противостоянии техногенная цивилизация оказывает разрушительное воздействие на традиционные общества. Техногенная цивилизация агрессивна.
Однако радикальные изменения, вызванные научно-техническим прогрессом, происходят не только в жизни общества. Радикальные изменения претерпевает и сама техника.
Сегодня техника – это уже не мельницы, паровые котлы и прядильные станки, но скорее – космические ракеты, автоматические линии с числовым программным управлением или лазерный скальпель, применяющийся в хирургии; теперь, можно сказать, техника имеет несколько иной облик.
Существенной чертой, отличающей современную технику, является её возросшая мощь.
Благодаря технике человек обрёл могущество природы. Явления, которые способна вызывать современная техника, по мощности сопоставимы с явлениями природы.
Использование такой могущественной техники, конечно, представляет собой огромнейшую опасность. К тому же, последствия, которые могут быть вызваны её применением, не всегда поддаются прогнозированию.
Пожалуй, здесь стоит напомнить и о том, что порождением научно-техническим прогресса стали так называемые глобальные проблемы. Это проблемы, касающиеся загрязнения окружающей среды и возможности полного уничтожения всего живого на Земле.
Следующей отличительной чертой современной техники следует назвать её повсеместность.
Теперь техника встречается повсюду. Это и архитектурные сооружения, и автомобили, и предприятия, и неоновые лампы рекламных щитов, и часы, компьютеры, телефоны, и искусственные спутники Земли и т.д. Теперь между человеком и природой стоит посредник – техника.
В сущности, у техники нет сфер, где её участие было бы абсолютно невозможным. В последнее время технические средства и методы всё больше стали применяться в тех сферах, которые традиционно избегали её (техники) вмешательства. И примером тому могут служить дистанционная форма обучения и тестированный приём экзаменов.
Далее, можно выделить и такую отличительную черту современной техники, как её всеподавляющий характер.
Современная техника предстаёт продукцией коллективного творчества, к которому оказываются причастными представители самых разных профессий.
Можно сказать, что современная техника, если и не растворяет в себе все иные формы творчества, то, во всяком случае, оказывает на них подавляющее воздействие.
Все эти изменения, вызванные научно-техническим прогрессом, по-видимому, оказывают глубокое воздействие и на человека – на его природу, на его интересы, потребности, взгляды, на его мышление, на его чаяния.
- 1. Понятие науки
- Философия и наука. Проблема взаимосвязи.
- 3. Наука, паранауки, квазинаука, лженаука.
- 4 Понятие метода. Классификация методов. Общенаучные методы эмпирического познания.
- 5. Методы эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент, измерение)
- 6 Общенаучные методы теоретического познания
- 8 Общенаучные методы, применяемые и на эмпирическом, и на теоретическом уровнях познания
- 7. Общенаучные методы научного познания: абстрагирование, идеализация, мысленный эксперимент.
- 9 Формы научного знания
- 10 Структура и функции научной теории. Познавательная ценность научной теории.
- 11. Основные исторические этапы в развитии науки. Понятие научной рациональности и её типология.
- 12 Становление науки античного периода.
- Наука средневекового периода исторического развития.
- 15. Механистическая картина мира
- 17. Зарождение и формирование эволюционных идей в науке.
- 16 Научные открытия конца 19 – начала 20 веков и их влияние на формирование неклассического типа научной рациональности. Своеобразие неклассического типа научной рациональности.
- 18. Научные открытия второй половины 20 века и их влияние на формирование постнеклассического типа научной рациональности. Особенность постнеклассического типа научной рациональности
- 19. Логика открытия: учения ф. Бэкона и р. Декарта
- 20. Образ науки в концепции логического позитивизма. Принцип верификации.
- 21. «Критический рационализм» к. Поппера. Идея роста научного знания и принцип фальсификации.
- 22. Концепция научных революций т. Куна. Понятие «парадигма».
- 23. Концепция развития науки и. Лакатоса.
- 24. Проблема истинности научного знания. Основные концепции истины в науке
- 25. Появление и развитие техники с древнейших времен и до эпохи Нового времени.
- 26 Развитие техники с эпохи Нового времени и до наших дней
- 28 Понятие техники
- 27 Специфика технических наук
- 29 Понимание сущности техники в концепциях х. Ортега-и-Гассета, ф. Дессауэр
- 30 Понимание сущности техники в концепциях о. Шпенглера, м. Хайдеггера
- 31 Становление науки как социального института
- 33 Научно-техническая революция и особенности современной техники
- 34 Место и роль науки в современном обществе. Сциентизм и антисциентизм
- 32. Коллективная деятельность в науке и ее функции.
- Понятие социального института науки и ее функции
- 35. Особенности математического знания. Онтологический статус математических объектов
- 36. Математика в системе наук. Роль математики в развитии научного знания.
- 14. Развитие науки в эпоху Возрождения и Нового времени