30 Понимание сущности техники в концепциях о. Шпенглера, м. Хайдеггера
О. Шпенглер о сущности техники.
Подход Шпенглера к сущности техники опирается на представление, которое берёт своё начало в философии Ф. Ницше, представление, согласно которому жизнь проявляет себя, прежде всего, как воля к власти.
Мыслитель даёт следующее толкование сущности техники. «Техника есть тактика всей жизни в целом. Она представляет собой внутреннюю форму способа борьбы, который равнозначен самой жизни».
При этом мыслитель неоднократно подчёркивает, что технику ни в коем случае нельзя понимать инструментально: её цель не ограничивается созданием машин и инструментов. Особенную роль в создании новой техники играет способ обращения с ней. Речь здесь идёт главным образом не об оружии, а о борьбе.
Имеются бесчисленные техники без каких либо орудий: есть техника дипломатии, техника управления, как поддержания формы государства для борьбы в политической истории. При всякой борьбе наличие проблемы предполагает свою технику. Есть техника живописи, скачек, управления самолетом. И повсюду речь идёт не о вещах, а о целенаправленной деятельности».
В рассуждениях мыслителя, техника распространяется далеко за пределы человеческой жизни. Имеется своя техника у человека, но есть она и у животных и даже у растений, поскольку техника может проявляться повсюду, где только есть жизнь, а стало быть, и борьба.
Но в отличие от всех других живых существ техника человека вышла за пределы «принуждения вида». Иными словами, человек стал творцом тактики жизни.
«Человек, – пишет Шпенглер, – не только избирает себе оружие, он его изготавливает, согласно своим собственным соображениям» Человек идёт по пути отчуждения от всей природы.
Прослеживая все этапы в развитии техники, мыслитель, приходит к предсказанию, что непомерно возрастающая власть техники ведёт западную культуру к гибели, и это неотвратимо.
М. Хайдеггер о сущности техники. М. Хайдеггер – пожалуй, один из самых выдающихся мыслителей XX века. В статье «Вопрос о технике» он разворачивает оригинальный подход к вопросу о сущности техники.
Согласно его воззрениям, техника – это способ осуществления истины. Причём под истиной надо понимать не «правильное представление», а свершение события, когда эта истина раскрывается. Именно так осуществляет свою истину и природа – например, при распускании цветов. Именно так осуществляет свою истину и ремесленник, изготавливая руками какую-нибудь вещь.
«Сущность техники заключается тем самым вовсе не в операциях и манипуляциях, не в применении средств, а в раскрытии… Техника – это область, где сбывается истина».
Прежде техника была осторожным «раскрытием» таящихся в природе сил. Человек вверял природе свою судьбу, отдавал ей свои силы и принимал, как дары, как благосклонность её участие в трудовых свершениях. Сегодня же техника представляет собой «поставляющее производство», в котором нещадно эксплуатируются силы природы. Человек посредством техники создал целую сеть машин, цель которых состоит в извлечении максимума энергии…
Такое состояние современной техники, заявляет мыслитель, следует воспринимать как угрозу человеку, как обращенный к нему вызов… Человек рискует затеряться в «поставляющем производстве», в котором окажутся изгнанными все иные виды раскрытия. И, действительно, надо заметить, что техника подавляет все иные виды раскрытия бытия, которые имеются и в искусстве, и в религии, и в философии.
- 1. Понятие науки
- Философия и наука. Проблема взаимосвязи.
- 3. Наука, паранауки, квазинаука, лженаука.
- 4 Понятие метода. Классификация методов. Общенаучные методы эмпирического познания.
- 5. Методы эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент, измерение)
- 6 Общенаучные методы теоретического познания
- 8 Общенаучные методы, применяемые и на эмпирическом, и на теоретическом уровнях познания
- 7. Общенаучные методы научного познания: абстрагирование, идеализация, мысленный эксперимент.
- 9 Формы научного знания
- 10 Структура и функции научной теории. Познавательная ценность научной теории.
- 11. Основные исторические этапы в развитии науки. Понятие научной рациональности и её типология.
- 12 Становление науки античного периода.
- Наука средневекового периода исторического развития.
- 15. Механистическая картина мира
- 17. Зарождение и формирование эволюционных идей в науке.
- 16 Научные открытия конца 19 – начала 20 веков и их влияние на формирование неклассического типа научной рациональности. Своеобразие неклассического типа научной рациональности.
- 18. Научные открытия второй половины 20 века и их влияние на формирование постнеклассического типа научной рациональности. Особенность постнеклассического типа научной рациональности
- 19. Логика открытия: учения ф. Бэкона и р. Декарта
- 20. Образ науки в концепции логического позитивизма. Принцип верификации.
- 21. «Критический рационализм» к. Поппера. Идея роста научного знания и принцип фальсификации.
- 22. Концепция научных революций т. Куна. Понятие «парадигма».
- 23. Концепция развития науки и. Лакатоса.
- 24. Проблема истинности научного знания. Основные концепции истины в науке
- 25. Появление и развитие техники с древнейших времен и до эпохи Нового времени.
- 26 Развитие техники с эпохи Нового времени и до наших дней
- 28 Понятие техники
- 27 Специфика технических наук
- 29 Понимание сущности техники в концепциях х. Ортега-и-Гассета, ф. Дессауэр
- 30 Понимание сущности техники в концепциях о. Шпенглера, м. Хайдеггера
- 31 Становление науки как социального института
- 33 Научно-техническая революция и особенности современной техники
- 34 Место и роль науки в современном обществе. Сциентизм и антисциентизм
- 32. Коллективная деятельность в науке и ее функции.
- Понятие социального института науки и ее функции
- 35. Особенности математического знания. Онтологический статус математических объектов
- 36. Математика в системе наук. Роль математики в развитии научного знания.
- 14. Развитие науки в эпоху Возрождения и Нового времени