7. Общенаучные методы научного познания: абстрагирование, идеализация, мысленный эксперимент.
АБСТРАГИРОВАНИЕ. Процесс абстрагирования – это переход от чувственно воспринимаемых конкретных объектов к абстрактным представлениям о них. В ходе этой процедуры исследователь отвлекается от одних, менее существенных сторон объекта и одновременно выявляет другие, более существенные стороны объекта. Результат, получаемый в процессе абстрагирования, называют абстракцией (с лат. – отвлечение).
В научном познании выделяют абстракции отождествления и изолирующие абстракции. Абстракция отождествления получается в результате объединения множества объектов в особую группу на основе каких-либо общих признаков.. Изолирующая абстракция получается в результате выделения некоторых свойств объекта, которые неразрывно связаны с ним, в самостоятельные сущности.
ИДЕАЛИЗАЦИЯ – это особый вид абстрагирования, который представляет собой мысленное внесение определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследований. (абсолютно черное тело)
Целесообразность идеализации определяется следующими обстоятельствами.
-
Когда реальные объекты очень сложны для теоретического анализа
-
Когда необходимо исключить из исследования некоторые свойства, без которых объект существовать не может, но которые затемняют суть дела.
-
Когда исключаемые свойства объекта не влияют в рамках данного исследования на характер протекающих процессов.
Кроме того, идеализация очень важна при построении мысленных экспериментов.
МЫСЛЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ – это метод, предполагающий оперирование идеализированным объектом (который заменяет объект реальный). В ходе мысленного эксперимента идеализированный объект ставится, как и при реальном эксперименте, в условия, соответствующие целям исследования. Как правило, мысленный эксперимент выступает в роли предварительного идеального плана реального эксперимента.
ИНДУКЦИЯ – это метод познания, который путем умозаключения ведет к общему выводу на основе частных посылок. Или, говоря другими словами, это есть восхождение от частного к общему.
Популяризатором индуктивного метода познания считается Ф. Бэкон,.
ДЕДУКЦИЯ– это метод познания, который на основе общего положения ведет к частным выводам. Или, если говорить другими словами, это есть движение от общего к частному.
Если исходное положение является истинным, то дедуктивные выводы из него тоже будут являться истинными.
Метод дедукции наиболее отчетливо проявляет себя в математике. Популяризатором дедуктивного метода познания считается Р. Декарт.
- 1. Понятие науки
- Философия и наука. Проблема взаимосвязи.
- 3. Наука, паранауки, квазинаука, лженаука.
- 4 Понятие метода. Классификация методов. Общенаучные методы эмпирического познания.
- 5. Методы эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент, измерение)
- 6 Общенаучные методы теоретического познания
- 8 Общенаучные методы, применяемые и на эмпирическом, и на теоретическом уровнях познания
- 7. Общенаучные методы научного познания: абстрагирование, идеализация, мысленный эксперимент.
- 9 Формы научного знания
- 10 Структура и функции научной теории. Познавательная ценность научной теории.
- 11. Основные исторические этапы в развитии науки. Понятие научной рациональности и её типология.
- 12 Становление науки античного периода.
- Наука средневекового периода исторического развития.
- 15. Механистическая картина мира
- 17. Зарождение и формирование эволюционных идей в науке.
- 16 Научные открытия конца 19 – начала 20 веков и их влияние на формирование неклассического типа научной рациональности. Своеобразие неклассического типа научной рациональности.
- 18. Научные открытия второй половины 20 века и их влияние на формирование постнеклассического типа научной рациональности. Особенность постнеклассического типа научной рациональности
- 19. Логика открытия: учения ф. Бэкона и р. Декарта
- 20. Образ науки в концепции логического позитивизма. Принцип верификации.
- 21. «Критический рационализм» к. Поппера. Идея роста научного знания и принцип фальсификации.
- 22. Концепция научных революций т. Куна. Понятие «парадигма».
- 23. Концепция развития науки и. Лакатоса.
- 24. Проблема истинности научного знания. Основные концепции истины в науке
- 25. Появление и развитие техники с древнейших времен и до эпохи Нового времени.
- 26 Развитие техники с эпохи Нового времени и до наших дней
- 28 Понятие техники
- 27 Специфика технических наук
- 29 Понимание сущности техники в концепциях х. Ортега-и-Гассета, ф. Дессауэр
- 30 Понимание сущности техники в концепциях о. Шпенглера, м. Хайдеггера
- 31 Становление науки как социального института
- 33 Научно-техническая революция и особенности современной техники
- 34 Место и роль науки в современном обществе. Сциентизм и антисциентизм
- 32. Коллективная деятельность в науке и ее функции.
- Понятие социального института науки и ее функции
- 35. Особенности математического знания. Онтологический статус математических объектов
- 36. Математика в системе наук. Роль математики в развитии научного знания.
- 14. Развитие науки в эпоху Возрождения и Нового времени