logo
шпоры мои

26 Развитие техники с эпохи Нового времени и до наших дней

Начиная с XVII века, благодаря открытиям Г. Галилея, И. Кеплера и И. Ньютона, формируется точное естествознание, основывающееся на экспериментальных методах исследования. И с этого времени между наукой и техникой устанавливается тесная взаимосвязь. Этот этап в развитии техники приходится на эпоху Нового времени.

Естественные науки вряд ли бы могли появиться без техники. Ведь экспериментальные методы исследования требуют наличия самых разных технических приспособлений – телескопа, маятника, часов и т.п. Поэтому можно сказать, что требования науки с самого начала стимулировали создание новой техники.

В свою очередь, техника тоже не только пользовалась данными естественных наук, но и сама производила действия и преобразования, которые ставили перед естествоиспытателями новые задачи. Так, в 1824 г. С. Карно создаёт, закладывая основы термодинамики, теорию паровых машин и создаёт её в то время, когда они уже успешно работали.

Взаимодействие науки и техники происходило не только в сфере экспериментального исследования. Постепенно и сами технические знания стали приобретать форму научного знания. В XVIII веке Г. Монж разрабатывает начертательную геометрию и это даёт возможность преобразовывать сложные технические конструкции в математические объекты. В инженерных кругах начинают формироваться профессиональные сообщества, подобные научным. Начинают регулярно издаваться научно-технические журналы. Появляются исследовательские лаборатории. А математические теории и экспериментальные методы науки постепенно приспосабливаются к техническим нуждам.

Таким образом, техника перенимает от науки не только знания, но и её методы исследования, и социальные институты. Этот процесс оформления технических знаний в научные продолжался и в XX веке.

Эпоха Нового времени стала эпохой становления капиталистического строя. Вместе со становлением капиталистического строя возникают крупные производственные объединения, широко использующие машинную технику. И с этого времени начинают разрабатываться машины, заменяющие рутинный труд людей. И машинная техника превращается в основное средство экономического господства.

Переход от использования ручных орудий к применению машин был значительно ускорен изобретением парового двигателя. Это изобретение, ставшее прорывом в области энергетики, позволило усовершенствовать многие рабочие машины. К концу XVIII века уже существовали подъёмные и паровые машины, прядильные и ткацкие станки, мельницы и т.п. А в XIX веке началось строительство железных дорог и стал появляться водный паровой транспорт.

Отрицат момент - широкое применение машин и рост промышленного производства ещё более отдалили человека от продукта своего труда. Труд перестаёт восприниматься как благодать и в большей степени напоминает наказание для человека. Обслуживание монотонной техники выглядит теперь как суровый путь выживания в условиях рынка.

Положит. момент: В условиях капиталистического строя расцветает «дух изобретательства», деятельность человека ориентируется на изобретения, как на то, что открывает ему доступ к финансовому процветанию.

Вместе с тем становление машинного производства завершает также процесс отделения умственного труда от физического.

И, наконец, переход от применения ручных орудий к машинной технике одновременно становится переходом от производства единичных, «штучных» товаров к их массовому производству. Теперь обезличенные товары промышленности, увы, уже не являются предметами искусства.

С середины XIX века в области техники начинается череда выдающихся открытий, приведших к появлению современной техники.

Так, во второй половине XIX века появились паровая турбина (благодаря которой в настоящее время работает большинство теплоэлектростанций) и двигатель внутреннего сгорания (благодаря которому началось производство автомобилей). Чуть позже появился и электродвигатель. Современные станки-автоматы, автоматические линии, швейные и стиральные машины, холодильники, электробритвы и т.д. – всё это стало возможным именно благодаря электродвигателям. В первой половине ХХ века появляется газотурбинный двигатель, наибольшее распространение он получил в авиации, а вскоре на основе научных разработок К. Э. Циолковского, был создан реактивный двигатель, который, собственно говоря, и позволил человеку осуществить свою давнюю мечту – выйти в открытый космос.

С появлением новой техники одновременно возникают и новые направления в технических науках. Это самолетостроение, автомобилестроение, радиотехника и т.д.