25. Появление и развитие техники с древнейших времен и до эпохи Нового времени.
Техника намного старше науки, она возникла вместе с возникновением человека, Homo sapiens. Умение хранить и использовать огонь человек приобрёл приблизительно 800 тыс. лет назад.
Человек развивался вместе с техникой. Первые орудия (копье, каменный топор) стали усовершенствованием руки. Создавая технику, ручные орудия, человек копировал природу и собственный организм. В результате использования орудий человек увеличил свою силу, ловкость, быстроту.
В отличие от всех живых существ, прибегающих к техническим приспособлениям, техника человека постоянно усовершенствовалась.
Однако развитие первобытной техники шло медленными темпами, тысячелетия существования человека оставляли на планете мало следов.
Начиная с V тыс. до н.э., стали формироваться сообщества, в которых складывался государственный порядок. Этому событию способствовали развитие языка и разделение трудовых обязанностей. Внутри первобытного сообщества стали выделяться группы, отдельно занимающиеся земледелием, скотоводством, охотой, изготовлением орудий труда; а также стали формироваться воины и их предводители. Переход от применения личных орудий к организованной деятельности многих свидетельствовал также о возросшей искусности в изготовлении и применении техники.
В IV тыс. до н.э. человек изобрёл письменность, и с этого момента начинается «зримая», прослеживаемая часть его истории.
С появлением государства первобытнообщинный строй постепенно сменяется рабовладельческим. В этот период расцветает ремесленное производство. Совершенствуются методы обработки металлов с применением литья, паяния и сварки, устанавливается производство гончарных изделий, развивается горное и строительное дело. Торговые отношения и военные походы приводят к улучшению способов передвижения по суше и по морю. Появляются дороги и мосты.
Однако по большей части технические изобретения не были направлены на улучшение условий труда. И самую тяжелую, рутинную работу выполняли рабы. Физическая сила людей и животных являлась чуть ли не единственным источником всех технических преобразований. Веками существовавший неэффективный рабский труд не способствовал прогрессу в технике, люди, преимущественно пользовались простейшими ручными орудиями.
Основная техника – физич. сила рабов и животных.
Вместе с тем период рабовладельческого строя смог продемонстрировать образцы совершеннейших технических творений, к которым относится, в частности, пирамида Хеопса.
Следующее событие, повлиявшее на развитие техники, связано с широким распространением религиозного мировоззрения. Возникает потребность найти эквивалентную замену человеческой рабочей силе, прежде имевшейся в изобилии и потому дешевой.В эту эпоху начинают применяться ветряные и водяные мельницы – первые экономящие труд устройства, которые почти не нуждались в человеческих усилиях.
Техника стала ориентироваться на улучшение условий труда. Этому явлению содействовало ещё одно обстоятельство: перемена в отношении к труду. В Средневековье ручной труд являлся формой служения Господу, он одухотворял и облагораживал человека.
Подъём промышленного производства и сельского хозяйства в Средние века связан, прежде всего, с многообразными техническими усовершенствованиями, а также с изобретениями, занесенными в Европу с Востока (бумага, фарфор, компас, порох). В результате улучшились методы выплавки и обработки металлов, и, соответственно, увеличился объём их производства. Далее, благодаря приобретённым в оптике знаниям, была поднята на более высокий качественный уровень стекольная мануфактура, – теперь люди уже смогли получать чистое стекло для очков. Техническим достижением данной эпохи можно назвать и применение пороха в военном деле в качестве метательного средства – это новшество стало революционным в истории военной техники. Очень полезным для человека оказалось изобретение магнитного компаса, это позволило ему значительно расширить пространство путешествий. И, наконец, в 1450 г. было изобретено книгопечатание. Это изобретение позволило разрушить классовую монополию на знания – отныне книги стали доступны самым разным слоям общества.
Вместе с тем средневековая культура породила также и алхимию, представляющую собой сплав ремесленного мастерства, религиозного мировоззрения и естественно-научных лабораторных поисков. По мнению некоторых исследователей, алхимия сыграла важную роль в становлении экспериментального естествознания. Так, в процессе поиска чудодейственных средств ими были получены разные минеральные и растительные краски, эмали, металлические сплавы, кислоты, щелочи, соли, лекарственные препараты, а также ими были разработаны некоторые приёмы лабораторной техники – перегонка, возгонка и др.
К концу эпохи средневековья начали появляться цеха, представляющие собой сословные организации ремесленников, занимающихся определённым видом производства. Подобными цеховыми объединениями стали и университеты, появившиеся в крупных городах Европы. Средневековые университеты представляли собой церковные корпорации, в которых градация на школяров, бакалавров и магистров в точности соответствовала цеховым градациям на учеников, подмастерьев и мастеров.
Далее, вслед за эпохой Средневековья последовала эпоха Возрождения, которая охватывала период с XIV по XVI век. В эту эпоху в крупнейших европейских центрах появляются первые учёные-инженеры, которые в решении технических задач стали применять знания из области математики и механики. Одним из самых ярких таких творцов был Леонардо да Винчи – великий живописец, математик, механик и инженер.
Таким образом, в эпоху Возрождения традиционную ремесленную деятельность мало-помалу сменяет деятельность инженеров.
В эту эпоху появляется также и первая техническая литература. В основном это были энциклопедии.
Всё это указывает на то, что технические знания в эпоху Возрождения стали, наконец, обретать систематичность.
Наиболее выдающимся техническим достижением этой эпохи можно назвать изобретение механических часов.
- 1. Понятие науки
- Философия и наука. Проблема взаимосвязи.
- 3. Наука, паранауки, квазинаука, лженаука.
- 4 Понятие метода. Классификация методов. Общенаучные методы эмпирического познания.
- 5. Методы эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент, измерение)
- 6 Общенаучные методы теоретического познания
- 8 Общенаучные методы, применяемые и на эмпирическом, и на теоретическом уровнях познания
- 7. Общенаучные методы научного познания: абстрагирование, идеализация, мысленный эксперимент.
- 9 Формы научного знания
- 10 Структура и функции научной теории. Познавательная ценность научной теории.
- 11. Основные исторические этапы в развитии науки. Понятие научной рациональности и её типология.
- 12 Становление науки античного периода.
- Наука средневекового периода исторического развития.
- 15. Механистическая картина мира
- 17. Зарождение и формирование эволюционных идей в науке.
- 16 Научные открытия конца 19 – начала 20 веков и их влияние на формирование неклассического типа научной рациональности. Своеобразие неклассического типа научной рациональности.
- 18. Научные открытия второй половины 20 века и их влияние на формирование постнеклассического типа научной рациональности. Особенность постнеклассического типа научной рациональности
- 19. Логика открытия: учения ф. Бэкона и р. Декарта
- 20. Образ науки в концепции логического позитивизма. Принцип верификации.
- 21. «Критический рационализм» к. Поппера. Идея роста научного знания и принцип фальсификации.
- 22. Концепция научных революций т. Куна. Понятие «парадигма».
- 23. Концепция развития науки и. Лакатоса.
- 24. Проблема истинности научного знания. Основные концепции истины в науке
- 25. Появление и развитие техники с древнейших времен и до эпохи Нового времени.
- 26 Развитие техники с эпохи Нового времени и до наших дней
- 28 Понятие техники
- 27 Специфика технических наук
- 29 Понимание сущности техники в концепциях х. Ортега-и-Гассета, ф. Дессауэр
- 30 Понимание сущности техники в концепциях о. Шпенглера, м. Хайдеггера
- 31 Становление науки как социального института
- 33 Научно-техническая революция и особенности современной техники
- 34 Место и роль науки в современном обществе. Сциентизм и антисциентизм
- 32. Коллективная деятельность в науке и ее функции.
- Понятие социального института науки и ее функции
- 35. Особенности математического знания. Онтологический статус математических объектов
- 36. Математика в системе наук. Роль математики в развитии научного знания.
- 14. Развитие науки в эпоху Возрождения и Нового времени