logo
шпоры мои

Наука средневекового периода исторического развития.

Основные черты средневековой науки:

1). Стремление к классификации, систематизации знаний.

2). Стремление к всеохватывающему знанию.

Бог – это полнота знания. Стремление разрабатывать общие знания.

3). Символизм. Бог создал всё и все скрытые качества вещей проявляются в виде знаков, символов. Задача ученых – разгадать эти знаки путем аналогий, сравнения. Тексты – это тоже символы, которые еще нужно расшифровать (тексты Свя­щенного писания), ведь символ – он многозначный. Возникает герменевтика – искусство правильного токования текста.

Два направления. Реалисты считали, что общие понятия предшествуют вещам. Номиналисты – понятие, это вторичное, лишь обозначение вещей.

Все «вещи видимые» воспроизводят, но не в равной степени «вещи невидимые», т.е. являются их символами. И в зависимос­ти от приближенности или отдаленности от Бога, между симво­лами существует определенная иерархия. Телеологизм выража­ется в том, что все явления действительности существуют по про­мыслу Бога и для предуготовленных им ролей

Как же, исходя из таких установок, может осуществляться познание? Только под контролем церкви. Формируется жесткая цензура, все противоречащее религии подлежит запрету. Так как познавательная деятельность носит теологи­чески-текстовой характер, то исследуются и анализируются не вещи и явления, а понятия. Поэтому универсальным методом стано­вится дедукция. . Но в это время существуют уже области знаний, которые подготавливали возможность рождения науки. К ним относят алхимию, астрологию, натуральную магию и др. Под натуральной магией ученые понимали надежное и глубокое познание тайн природы без насилия над ней.

Религия оказывала огромное влияние на науку. Но в то же время она многое давала науке. Ученые средневековья с риском для жизни занимались наукой, ими двигала религия. Это было проявлением религиозной фанатичности к познанию бога. Познание природы и мира – это познание Бога. Т.е. религия давала мотив для поиска ученых.

Схоластика, оформившаяся в IX— XII вв., стремится к обновлению религиозных догматов, приспо­сабливая их к удобствам преподавания в университетах и школах.. Она утверждает, что рациональное познание не должно противоречить вере. Это путь к вере.

Систему образования на первых порах в средневековье пред­ставляли монастырские школы и епископские школы, начавшие появляться примерно с VIII в. Первую ступень обучения составляло светское знание, а вторую, выс­шую, — теология. Светским знанием назывались семь «сво­бодных искусств», которые сложились еще в поздней античнос­ти. Но по сравнению с римской эпохой содержание этих искусств было значительно урезано, так как приспосабливалось к выпол­нению религиозно-церковных и богословских функций.

Позже появляются первые университеты, складывается университетская система знаний. Это были религиозные схоластические институты, затем наука переняла их. В университетах создавалась религиозная элита с высшим уровнем знаний и из этой среды появляются выдающиеся ученые.

На протяжении всего Средневековья важнейшей составляю­щей образования являлась логика. Например концепция Раймуна Луллия. В ней логика определяется как такое искусства, с помощью которого истина может быть отличаема от лжи (дву­значное толкование истинности). Луллий ставил задачу дополнить логи­ку доказательства логикой открытий.

Средневековая западная культура — специфический феномен. С одной стороны, продолжение традиций античности (созерцательность, склонность к абстрактному те­оретизированию, принципиальный отказ от опытного познания, признание превосходства универсального над уникальным. С дру­гой стороны, разрыв с античными традициями: алхимия, астро­логия, имеющие «экспериментальный» характер.

На Востоке в средние века наметился прогресс в области математических, фи­зических, астрономических, медицинских знаний (Авиценна, Омар Хайям)

В Европе - в XIV—XV вв - усиление интереса к естественнонаучным идеям и исследованиям. Познание при роды в этот период концентрируется вокруг двух университетских центров: Оксфордского и Парижского университетов.

Оксфордская школа сыграла значительную роль в развитии и распространении естествознания. Главная роль в становлении шко­лы принадлежала францисканцу Роберту Гроссетесту. Научные интересы Гроссетеста концентрировались вокруг воп­росов оптики, математики (особенно геометрии), астрономии. Для проверки гипотез Грос­сетест использует методы фальсификации и верификации.

Обычной для множества средневековых трактатов была мысль о том, что только в математике вещи, известные нам, и вещи, существующие по природе, тождественны. Мо­дель математического объяснения становится моделью идеаль­ного знания, и даже теологическую аргументацию мыслители этой поры пытаются сформулировать согласно математико-дедуктивному методу.

Но математика описывает явления в чистом виде и ничего не говорит о том, почему это происходит именно так. Ответить на этот вопрос может только метафизика.

Роджер Бэкон. Мысли­тель считает, что только математика достоверна и несомненна и с помощью ее необходимо проверять все остальные науки. А для лучшего пони­мания и устранения сомнений необходим опыт. Выделял два основных способа познания — «с помо­щью доказательств и из опыта». Большую роль отдавал опыту. Также занимался физической оптикой – вывел ее на новый уровень.

Английский философ и логик Уильям Окнам внес большой вклад в развитие логического учения. Оккам развивает учение о существовании двух разновидностей знания – интуитивного и абстрагированного. Выработал теорию общих понятий – терминизм. «Бритва Оккама»: «Сущностей не следует умножать без необходимости», что означает, что каждый термин обозначает лишь определенный предмет.