Наука средневекового периода исторического развития.
Основные черты средневековой науки:
1). Стремление к классификации, систематизации знаний.
2). Стремление к всеохватывающему знанию.
Бог – это полнота знания. Стремление разрабатывать общие знания.
3). Символизм. Бог создал всё и все скрытые качества вещей проявляются в виде знаков, символов. Задача ученых – разгадать эти знаки путем аналогий, сравнения. Тексты – это тоже символы, которые еще нужно расшифровать (тексты Священного писания), ведь символ – он многозначный. Возникает герменевтика – искусство правильного токования текста.
Два направления. Реалисты считали, что общие понятия предшествуют вещам. Номиналисты – понятие, это вторичное, лишь обозначение вещей.
Все «вещи видимые» воспроизводят, но не в равной степени «вещи невидимые», т.е. являются их символами. И в зависимости от приближенности или отдаленности от Бога, между символами существует определенная иерархия. Телеологизм выражается в том, что все явления действительности существуют по промыслу Бога и для предуготовленных им ролей
Как же, исходя из таких установок, может осуществляться познание? Только под контролем церкви. Формируется жесткая цензура, все противоречащее религии подлежит запрету. Так как познавательная деятельность носит теологически-текстовой характер, то исследуются и анализируются не вещи и явления, а понятия. Поэтому универсальным методом становится дедукция. . Но в это время существуют уже области знаний, которые подготавливали возможность рождения науки. К ним относят алхимию, астрологию, натуральную магию и др. Под натуральной магией ученые понимали надежное и глубокое познание тайн природы без насилия над ней.
Религия оказывала огромное влияние на науку. Но в то же время она многое давала науке. Ученые средневековья с риском для жизни занимались наукой, ими двигала религия. Это было проявлением религиозной фанатичности к познанию бога. Познание природы и мира – это познание Бога. Т.е. религия давала мотив для поиска ученых.
Схоластика, оформившаяся в IX— XII вв., стремится к обновлению религиозных догматов, приспосабливая их к удобствам преподавания в университетах и школах.. Она утверждает, что рациональное познание не должно противоречить вере. Это путь к вере.
Систему образования на первых порах в средневековье представляли монастырские школы и епископские школы, начавшие появляться примерно с VIII в. Первую ступень обучения составляло светское знание, а вторую, высшую, — теология. Светским знанием назывались семь «свободных искусств», которые сложились еще в поздней античности. Но по сравнению с римской эпохой содержание этих искусств было значительно урезано, так как приспосабливалось к выполнению религиозно-церковных и богословских функций.
Позже появляются первые университеты, складывается университетская система знаний. Это были религиозные схоластические институты, затем наука переняла их. В университетах создавалась религиозная элита с высшим уровнем знаний и из этой среды появляются выдающиеся ученые.
На протяжении всего Средневековья важнейшей составляющей образования являлась логика. Например концепция Раймуна Луллия. В ней логика определяется как такое искусства, с помощью которого истина может быть отличаема от лжи (двузначное толкование истинности). Луллий ставил задачу дополнить логику доказательства логикой открытий.
Средневековая западная культура — специфический феномен. С одной стороны, продолжение традиций античности (созерцательность, склонность к абстрактному теоретизированию, принципиальный отказ от опытного познания, признание превосходства универсального над уникальным. С другой стороны, разрыв с античными традициями: алхимия, астрология, имеющие «экспериментальный» характер.
На Востоке в средние века наметился прогресс в области математических, физических, астрономических, медицинских знаний (Авиценна, Омар Хайям)
В Европе - в XIV—XV вв - усиление интереса к естественнонаучным идеям и исследованиям. Познание при роды в этот период концентрируется вокруг двух университетских центров: Оксфордского и Парижского университетов.
Оксфордская школа сыграла значительную роль в развитии и распространении естествознания. Главная роль в становлении школы принадлежала францисканцу Роберту Гроссетесту. Научные интересы Гроссетеста концентрировались вокруг вопросов оптики, математики (особенно геометрии), астрономии. Для проверки гипотез Гроссетест использует методы фальсификации и верификации.
Обычной для множества средневековых трактатов была мысль о том, что только в математике вещи, известные нам, и вещи, существующие по природе, тождественны. Модель математического объяснения становится моделью идеального знания, и даже теологическую аргументацию мыслители этой поры пытаются сформулировать согласно математико-дедуктивному методу.
Но математика описывает явления в чистом виде и ничего не говорит о том, почему это происходит именно так. Ответить на этот вопрос может только метафизика.
Роджер Бэкон. Мыслитель считает, что только математика достоверна и несомненна и с помощью ее необходимо проверять все остальные науки. А для лучшего понимания и устранения сомнений необходим опыт. Выделял два основных способа познания — «с помощью доказательств и из опыта». Большую роль отдавал опыту. Также занимался физической оптикой – вывел ее на новый уровень.
Английский философ и логик Уильям Окнам внес большой вклад в развитие логического учения. Оккам развивает учение о существовании двух разновидностей знания – интуитивного и абстрагированного. Выработал теорию общих понятий – терминизм. «Бритва Оккама»: «Сущностей не следует умножать без необходимости», что означает, что каждый термин обозначает лишь определенный предмет.
- 1. Понятие науки
- Философия и наука. Проблема взаимосвязи.
- 3. Наука, паранауки, квазинаука, лженаука.
- 4 Понятие метода. Классификация методов. Общенаучные методы эмпирического познания.
- 5. Методы эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент, измерение)
- 6 Общенаучные методы теоретического познания
- 8 Общенаучные методы, применяемые и на эмпирическом, и на теоретическом уровнях познания
- 7. Общенаучные методы научного познания: абстрагирование, идеализация, мысленный эксперимент.
- 9 Формы научного знания
- 10 Структура и функции научной теории. Познавательная ценность научной теории.
- 11. Основные исторические этапы в развитии науки. Понятие научной рациональности и её типология.
- 12 Становление науки античного периода.
- Наука средневекового периода исторического развития.
- 15. Механистическая картина мира
- 17. Зарождение и формирование эволюционных идей в науке.
- 16 Научные открытия конца 19 – начала 20 веков и их влияние на формирование неклассического типа научной рациональности. Своеобразие неклассического типа научной рациональности.
- 18. Научные открытия второй половины 20 века и их влияние на формирование постнеклассического типа научной рациональности. Особенность постнеклассического типа научной рациональности
- 19. Логика открытия: учения ф. Бэкона и р. Декарта
- 20. Образ науки в концепции логического позитивизма. Принцип верификации.
- 21. «Критический рационализм» к. Поппера. Идея роста научного знания и принцип фальсификации.
- 22. Концепция научных революций т. Куна. Понятие «парадигма».
- 23. Концепция развития науки и. Лакатоса.
- 24. Проблема истинности научного знания. Основные концепции истины в науке
- 25. Появление и развитие техники с древнейших времен и до эпохи Нового времени.
- 26 Развитие техники с эпохи Нового времени и до наших дней
- 28 Понятие техники
- 27 Специфика технических наук
- 29 Понимание сущности техники в концепциях х. Ортега-и-Гассета, ф. Дессауэр
- 30 Понимание сущности техники в концепциях о. Шпенглера, м. Хайдеггера
- 31 Становление науки как социального института
- 33 Научно-техническая революция и особенности современной техники
- 34 Место и роль науки в современном обществе. Сциентизм и антисциентизм
- 32. Коллективная деятельность в науке и ее функции.
- Понятие социального института науки и ее функции
- 35. Особенности математического знания. Онтологический статус математических объектов
- 36. Математика в системе наук. Роль математики в развитии научного знания.
- 14. Развитие науки в эпоху Возрождения и Нового времени