logo
шпоры мои

24. Проблема истинности научного знания. Основные концепции истины в науке

1) Корреспондентская концепция (классическая) (корреспонденте - соответствие). Истоки обнаруживаются у Аристотеля.. «Истинное – это соответствующее». Соответствие высказывания предмету – истинное, соответствие вещи своей идее. Самая распространенная концепция в эмпирических науках.

2) Когеретная концепция (когеренция – согласованность) – истинное знание не то, что оно сооствет-ет действит-ти, а то что явл-ся непротиворечивым, связанным с действит-ю. Знание, которе претендует на истинность не должно себе противоречить, указывается необходимый признак, но не достаточный. Истина – формальная.

Для нее важно то, что она обосновывает возможность получения истинного знания логическим путем из утверждения, истинность которого доказана.

Недостаток: 1. концепция не выводит за пределы знания, не говорится о предметах 2. на практике тяжело большой объем знаний проверять на противоречивость.

3) Прагматитическая концепция. Возросшая власть человека, обл-его знанием. С т.з. прагматизма – истинные рез-ты те, которые м.б. полезными, выгодными, имеющие практическое применение. Истина имеет субъективную природу. Недостаток: не все знания м.б. оценены с т.з. полезности

Проблемы ценности научного знания

  1. Многие ученые считают, что ограничено понятие «истина» в науке. Лучше свести употребление понятия к минимуму (К. Поппер – предложил заменить понятием «правдоподобие»). Ученые м. определять ошибочные знания, но не заниматься истиной.

  2. Логический позитивизм (начало 20 в.) сводили понятие истинности знания к их эмпирической подтверждаемости (верификации). Любое подтверждение м.б. сведено к опыту. Истина – вероятностное знание.

  3. Конвенционалисты (Пуанкаре) – соглашение. Подчеркивали, что в природе научного знания играет огромное значение соглашение между учеными.

  4. Фейерабенд – философ науки, концепция анархизма???