24. Проблема истинности научного знания. Основные концепции истины в науке
1) Корреспондентская концепция (классическая) (корреспонденте - соответствие). Истоки обнаруживаются у Аристотеля.. «Истинное – это соответствующее». Соответствие высказывания предмету – истинное, соответствие вещи своей идее. Самая распространенная концепция в эмпирических науках.
2) Когеретная концепция (когеренция – согласованность) – истинное знание не то, что оно сооствет-ет действит-ти, а то что явл-ся непротиворечивым, связанным с действит-ю. Знание, которе претендует на истинность не должно себе противоречить, указывается необходимый признак, но не достаточный. Истина – формальная.
Для нее важно то, что она обосновывает возможность получения истинного знания логическим путем из утверждения, истинность которого доказана.
Недостаток: 1. концепция не выводит за пределы знания, не говорится о предметах 2. на практике тяжело большой объем знаний проверять на противоречивость.
3) Прагматитическая концепция. Возросшая власть человека, обл-его знанием. С т.з. прагматизма – истинные рез-ты те, которые м.б. полезными, выгодными, имеющие практическое применение. Истина имеет субъективную природу. Недостаток: не все знания м.б. оценены с т.з. полезности
Проблемы ценности научного знания
-
Многие ученые считают, что ограничено понятие «истина» в науке. Лучше свести употребление понятия к минимуму (К. Поппер – предложил заменить понятием «правдоподобие»). Ученые м. определять ошибочные знания, но не заниматься истиной.
-
Логический позитивизм (начало 20 в.) сводили понятие истинности знания к их эмпирической подтверждаемости (верификации). Любое подтверждение м.б. сведено к опыту. Истина – вероятностное знание.
-
Конвенционалисты (Пуанкаре) – соглашение. Подчеркивали, что в природе научного знания играет огромное значение соглашение между учеными.
-
Фейерабенд – философ науки, концепция анархизма???
- 1. Понятие науки
- Философия и наука. Проблема взаимосвязи.
- 3. Наука, паранауки, квазинаука, лженаука.
- 4 Понятие метода. Классификация методов. Общенаучные методы эмпирического познания.
- 5. Методы эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент, измерение)
- 6 Общенаучные методы теоретического познания
- 8 Общенаучные методы, применяемые и на эмпирическом, и на теоретическом уровнях познания
- 7. Общенаучные методы научного познания: абстрагирование, идеализация, мысленный эксперимент.
- 9 Формы научного знания
- 10 Структура и функции научной теории. Познавательная ценность научной теории.
- 11. Основные исторические этапы в развитии науки. Понятие научной рациональности и её типология.
- 12 Становление науки античного периода.
- Наука средневекового периода исторического развития.
- 15. Механистическая картина мира
- 17. Зарождение и формирование эволюционных идей в науке.
- 16 Научные открытия конца 19 – начала 20 веков и их влияние на формирование неклассического типа научной рациональности. Своеобразие неклассического типа научной рациональности.
- 18. Научные открытия второй половины 20 века и их влияние на формирование постнеклассического типа научной рациональности. Особенность постнеклассического типа научной рациональности
- 19. Логика открытия: учения ф. Бэкона и р. Декарта
- 20. Образ науки в концепции логического позитивизма. Принцип верификации.
- 21. «Критический рационализм» к. Поппера. Идея роста научного знания и принцип фальсификации.
- 22. Концепция научных революций т. Куна. Понятие «парадигма».
- 23. Концепция развития науки и. Лакатоса.
- 24. Проблема истинности научного знания. Основные концепции истины в науке
- 25. Появление и развитие техники с древнейших времен и до эпохи Нового времени.
- 26 Развитие техники с эпохи Нового времени и до наших дней
- 28 Понятие техники
- 27 Специфика технических наук
- 29 Понимание сущности техники в концепциях х. Ортега-и-Гассета, ф. Дессауэр
- 30 Понимание сущности техники в концепциях о. Шпенглера, м. Хайдеггера
- 31 Становление науки как социального института
- 33 Научно-техническая революция и особенности современной техники
- 34 Место и роль науки в современном обществе. Сциентизм и антисциентизм
- 32. Коллективная деятельность в науке и ее функции.
- Понятие социального института науки и ее функции
- 35. Особенности математического знания. Онтологический статус математических объектов
- 36. Математика в системе наук. Роль математики в развитии научного знания.
- 14. Развитие науки в эпоху Возрождения и Нового времени