18. Научные открытия второй половины 20 века и их влияние на формирование постнеклассического типа научной рациональности. Особенность постнеклассического типа научной рациональности
Этот период, начавшийся с пятидесятых годов XX столетия, связывают с широким распространением идей и методов синергетики – теории о самоорганизации и развитии сложных систем любой природы – и появлением междисциплинарных отраслей науки.
Теория о самоорганизации сложных систем выросла на почве термодинамики, которая начала складываться с середины XIX века. Этот раздел физики изучает свойства макроскопических систем в состоянии термодинамического равновесия и процессы перехода из одного состояния в другое. В центре внимания термодинамики стоят системы, развитие которых характеризуются необратимостью. Время здесь имеет строго определенную направленность.
Такая же черта, как необратимость свойственна и эволюционным процессам в биосистемах. Однако если в термодинамических системах процесс идёт в сторону дезорганизации, увеличения беспорядка, то в биосистемах эволюционные процессы, напротив, сопровождаются усложнением их организации. Одна из причин заключается в том, что термодинамические системы являются изолированными, замкнутыми системами, которые не обмениваются с внешней средой ни энергией, ни веществом, ни информацией, в то время как биосистемы всегда являются открытыми, ибо они постоянно взаимодействуют с внешней средой.
В центре внимания этой новой дисциплины стоят открытые системы, способные обмениваться с внешней средой энергией, веществом и информацией. И граница, отделяющая биосистемы от систем неживой природы, размывается.
Одним из основоположников теории о самоорганизации стал немецкий физик Г. Хакен. Оказывается, открытые системы способны к самоорганизации, и биологические организмы тому пример. Однако и в неживой природе существует множество систем, способных к самоорганизации. Например, лазер, с помощью которого получают мощное оптическое излучение. Хаотичные колебательные движения составляющих его частиц, благодаря поступлению энергии извне, приводятся в согласованное движение, из-за чего мощность лазерного излучения во много раз увеличивается.
Самоорганизующиеся системы, помимо того, что они должны быть открытыми, характеризуются следующими особенностями:
-
Эти системы время от времени приходят в неравновесное, неустойчивое, нестабильное состояние – это так называемые “точки бифуркации”.
-
Эти системы в состоянии неустойчивости очень чувствительны к случайным отклонениям в ту или иную сторону; малое возмущение способно вызвать изменение всей макроструктуры в целом. Таким образом, можно сказать, что появление нового в мире всегда связано с действием случайных факторов.
-
Эти системы в состоянии неустойчивости могут сами себе задавать законы дальнейшего развития, т.е. они располагают множеством путей развития. Иными словами, самоорганизующиеся системы в принципе непредсказуемы.
-
Эти системы должны быть достаточно сложными для того, чтобы проявились принципы самоорганизации. Т.е. сложность таких систем должна превышать определенный порог.
Разумеется, для того, чтобы в самоорганизующейся системе образовался новый, более сложный порядок необходим постоянный приток энергии извне.
Таким образом, синергетический подход позволяет создать общую теорию эволюции как в живой, так и в неживой природе.
А поскольку самоорганизация свойственна как материальным, так и духовным системам, то существование общего подхода дало возможность сблизить естественные и гуманитарные дисциплины.
Огромную роль для этого сближения сыграл принцип коэволюции, который гласит, что эволюционные процессы, прослеживаемые на природном и духовном уровнях, тесно взаимосвязаны между собой.
Этот принцип, в частности, лег в основу социобиологии – науки, образованной на стыке гуманитарных и естественно–научных дисциплин. С точки зрения социобиологии человек состоит из биологической и социальной компоненты; первая компонента изучается в естествознании, вторая – в гуманитарном познании. И задача, социобиологии, заключается в том, чтобы объяснить эволюцию культуры изменениями на биологическом уровне. А взаимосвязь природного и социального в человеке обозначается здесь как взаимосвязь генно-культурной коэволюции. (Один из главных тезисов социобиологии: каждая форма социального поведения имеет генетическую основу, которая «принуждает» индивидов действовать так, чтобы обеспечить максим. успех для себя и сообщества.)
В постнеклассической же науке внимание учёных всё больше и больше стали привлекать исторически развивающиеся системы, которые с течением времени способны формировать всё более новые уровни своей организации. Причём возникновение каждого нового уровня сопровождается воздействием на ранее сформировавшиеся уровни, что приводит к изменению композиции их элементов.
В современной науке теперь стали изучаться «человекоразмерные» системы, к которым, в частности, относятся медико-биологические системы, экологические системы или, например, система «человек – машина».
К особенностям нынешнего этапа в развитии науки можно отнести и наметившуюся тенденцию к сближению природного, объективного мира и мира человека. Причём это сближение осуществляется как со стороны естественно–научных дисциплин, так и со стороны гуманитарных дисциплин. И свидетельством тому является, например, широко распространившийся в естествознании ХХ века так называемый «антропный принцип», согласно которому Вселенная, описываемая теорией, должна теперь включать в себя, хотя бы как возможность, появление человека – своего наблюдателя.
- 1. Понятие науки
- Философия и наука. Проблема взаимосвязи.
- 3. Наука, паранауки, квазинаука, лженаука.
- 4 Понятие метода. Классификация методов. Общенаучные методы эмпирического познания.
- 5. Методы эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент, измерение)
- 6 Общенаучные методы теоретического познания
- 8 Общенаучные методы, применяемые и на эмпирическом, и на теоретическом уровнях познания
- 7. Общенаучные методы научного познания: абстрагирование, идеализация, мысленный эксперимент.
- 9 Формы научного знания
- 10 Структура и функции научной теории. Познавательная ценность научной теории.
- 11. Основные исторические этапы в развитии науки. Понятие научной рациональности и её типология.
- 12 Становление науки античного периода.
- Наука средневекового периода исторического развития.
- 15. Механистическая картина мира
- 17. Зарождение и формирование эволюционных идей в науке.
- 16 Научные открытия конца 19 – начала 20 веков и их влияние на формирование неклассического типа научной рациональности. Своеобразие неклассического типа научной рациональности.
- 18. Научные открытия второй половины 20 века и их влияние на формирование постнеклассического типа научной рациональности. Особенность постнеклассического типа научной рациональности
- 19. Логика открытия: учения ф. Бэкона и р. Декарта
- 20. Образ науки в концепции логического позитивизма. Принцип верификации.
- 21. «Критический рационализм» к. Поппера. Идея роста научного знания и принцип фальсификации.
- 22. Концепция научных революций т. Куна. Понятие «парадигма».
- 23. Концепция развития науки и. Лакатоса.
- 24. Проблема истинности научного знания. Основные концепции истины в науке
- 25. Появление и развитие техники с древнейших времен и до эпохи Нового времени.
- 26 Развитие техники с эпохи Нового времени и до наших дней
- 28 Понятие техники
- 27 Специфика технических наук
- 29 Понимание сущности техники в концепциях х. Ортега-и-Гассета, ф. Дессауэр
- 30 Понимание сущности техники в концепциях о. Шпенглера, м. Хайдеггера
- 31 Становление науки как социального института
- 33 Научно-техническая революция и особенности современной техники
- 34 Место и роль науки в современном обществе. Сциентизм и антисциентизм
- 32. Коллективная деятельность в науке и ее функции.
- Понятие социального института науки и ее функции
- 35. Особенности математического знания. Онтологический статус математических объектов
- 36. Математика в системе наук. Роль математики в развитии научного знания.
- 14. Развитие науки в эпоху Возрождения и Нового времени