10 Структура и функции научной теории. Познавательная ценность научной теории.
Научная теория представляет собой наиболее развитую форму научного знания. Научная теория дает целостное, систематическое описание соответствующей области действительности, она раскрывает существенные характеристики и закономерности, свойственные этой области. Наличие теории в составе той или иной науки свидетельствует о достижении определенной стадии зрелости.
Теория формируется только тогда, когда есть условия, предпосылки для ее формирования. н-р наличие солидного эмпирического базиса. Он образуется совокупностью результатов наблюдений, экспериментов, измерений, описывающих предметную область теории.
Развитым формам теории нередко предшествуют частные теоретические разработки. Так, например, до того как появилась классическая механика Ньютона, Кеплер разработал частную теорию, описывающую движение планет, а Галилей открыл закон свободного падения тел.
В состав научной теории входят:
1) основания – фундаментальные понятия (понятия «энергия», «сила»), принципы (принцип дальнодействия, принцип суперпозиции полей), законы (закон сохранения энергии), уравнения, аксиомы;
2) идеализированные объекты – абстрактные модели свойств и связей изучаемых предметов (к примеру, «абсолютно черное тело», «идеальный газ», «материальная точка»);
3) совокупность логических правил, методов, приемов обоснования, способов доказательства;
4) философские установки (к примеру, абсолютность пространства и времени и их независимость друг от друга в классической механике) и ценностные ориентиры (н-р точность);
5) совокупность законов и утверждений, выводимых из основоположений теории.
Функции научной теории:
- В конце XIX – начале XX века в научных и философских кругах обсуждался вопрос о познавательных функциях научной теории. Этот вопрос обсуждался в связи с проблемой разграничения научного и вненаучного знания. Мыслители и учёные стремились найти такие познавательные функции науки, которые позволили бы выделить её на фоне других форм познания.
- Так, В. Дильтей – представитель неокантианства в философии – в качестве главной позитивной функции «наук о природе» выделил объяснение. Ибо суть всех наук о природе состоит в том, чтобы подвести единичный объект под общий закон (понятие, теорию), а объяснение как раз и подводит единичное под общее.
- Французский учёный и мыслитель П. Дюгем – представитель эмпириокритицизма в философии – выделил такую познавательную функцию естественных наук, как описание. Естественно–научная теория, согласно его убеждениям, основывается на эмпирическом материале. Именно поэтому у учёного появляется возможность оценивать правильность этой теории посредством сопоставления её следствий с эмпирическими данными. Однако если теория будет производить не только описание, но и объяснять сущность явлений, тогда как же учёный сможет судить об истинности теории? Таким образом, Дюгем стремился «очистить» научные теории от утверждений философского характера, смысл которых и состоит в объяснении сущности явлений.
- По мнению О. Конта –представитель позитивизма в философии – основная функция научной теории состоит в предвидении. Ибо, как утверждал Конт, «главное назначение всех положительных законов – рациональное предвидение».
- методологическая (на базе науч. теорий создаются методы, способы)
- синтезирующая )объединение разрозненных знаний)
- практическая (воплощение теорий в действит-ть)
В научных и философских кругах обсуждался также вопрос о познавательной ценности научной теории. По этому поводу существуют различные точки зрения.
1. эссенциализм (от лат. essentia – сущность) - научные теории описывают и объясняют особый уровень действительности - сущность. Уровень эмпирического знания описывает явления, а уровень теоретического знания – сущность. Например, атомная физика описывает и объясняет структуру и свойства атомов– это уровень сущности. А исследование свойств различных химических элементов посредством наблюдений и экспериментов, это уровень явления.
2 феноменализм (от греч. слова – явление). Феноменалисты утверждают, что задача науки – систематизированное описание явлений, феноменов; научные теории – это удобная форма хранения и передачи знаний об обширных и разнообразных классах явлений. Феноменалистскую точку зрения на научные теории развивал австрийский философ и физик Э. Мах.
- 1. Понятие науки
- Философия и наука. Проблема взаимосвязи.
- 3. Наука, паранауки, квазинаука, лженаука.
- 4 Понятие метода. Классификация методов. Общенаучные методы эмпирического познания.
- 5. Методы эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент, измерение)
- 6 Общенаучные методы теоретического познания
- 8 Общенаучные методы, применяемые и на эмпирическом, и на теоретическом уровнях познания
- 7. Общенаучные методы научного познания: абстрагирование, идеализация, мысленный эксперимент.
- 9 Формы научного знания
- 10 Структура и функции научной теории. Познавательная ценность научной теории.
- 11. Основные исторические этапы в развитии науки. Понятие научной рациональности и её типология.
- 12 Становление науки античного периода.
- Наука средневекового периода исторического развития.
- 15. Механистическая картина мира
- 17. Зарождение и формирование эволюционных идей в науке.
- 16 Научные открытия конца 19 – начала 20 веков и их влияние на формирование неклассического типа научной рациональности. Своеобразие неклассического типа научной рациональности.
- 18. Научные открытия второй половины 20 века и их влияние на формирование постнеклассического типа научной рациональности. Особенность постнеклассического типа научной рациональности
- 19. Логика открытия: учения ф. Бэкона и р. Декарта
- 20. Образ науки в концепции логического позитивизма. Принцип верификации.
- 21. «Критический рационализм» к. Поппера. Идея роста научного знания и принцип фальсификации.
- 22. Концепция научных революций т. Куна. Понятие «парадигма».
- 23. Концепция развития науки и. Лакатоса.
- 24. Проблема истинности научного знания. Основные концепции истины в науке
- 25. Появление и развитие техники с древнейших времен и до эпохи Нового времени.
- 26 Развитие техники с эпохи Нового времени и до наших дней
- 28 Понятие техники
- 27 Специфика технических наук
- 29 Понимание сущности техники в концепциях х. Ортега-и-Гассета, ф. Дессауэр
- 30 Понимание сущности техники в концепциях о. Шпенглера, м. Хайдеггера
- 31 Становление науки как социального института
- 33 Научно-техническая революция и особенности современной техники
- 34 Место и роль науки в современном обществе. Сциентизм и антисциентизм
- 32. Коллективная деятельность в науке и ее функции.
- Понятие социального института науки и ее функции
- 35. Особенности математического знания. Онтологический статус математических объектов
- 36. Математика в системе наук. Роль математики в развитии научного знания.
- 14. Развитие науки в эпоху Возрождения и Нового времени