27 Специфика технических наук
1) Технические и естественные науки преследуют разные цели. Естественные науки исследуют действительность, которая существует независимо от человека. Гуманитарные науки познают человека и результаты его деятельности. Технические же науки ориентируются на достижение какого-либо практического результата; и средством достижения этого практического результата выступает техника. Результат – техника.
2) Разные ценности: в естеств. науках – точность, соответствие теории фактам, теоретическая глубина, истинность, точность.
в технич. науках - прочность, надежность, стандартизация, чувствительность, быстрота и т.п.,
3) Разные задачи. В естеств. науках – объяснить, перейти от явления, природного процесса к описанию, теории. в технич. науке – есть теория, законы, нобходимо воспроизвести по ней технический процесс, конструкцию
4) разные методы. В естеств. науках – все существующие методы, Общий метод всех технических наук - комбинационно-синтезирующий метод. В процессе создания новой техники, новых материалов или новых технологических процессов, учёные-инженеры осуществляют многократное комбинирование самых различных естественных законов, сил, конфигураций деталей, входящих в проектируемое устройство, что приводит к появлению (производству) качественно новой техники.
Учёный-инженер комбинирует материалы не «вслепую», а со знанием, пусть в общих чертах, свойств как исходных, так и получаемых материалов.
В процессе технического творчества взаимодействуют множество методов: это и общие математические методы, и метод приближенных вычислений, это и системно-структурный анализ, и информационные методы и т.д.
5) Кособенностям технических наук можно отнести также следующее. В технических науках изучается особый круг закономерностей (так называемых технических закономерностей), который не изучается другими науками.
Эти закономерности, открываемые в рамках технических наук, представляют собой целостное единство нескольких законов, свойств и процессов природы (в естественных условиях это целостное единство, как правило, не достигается). Эти закономерности имеют объективный характер, поскольку существуют самостоятельно, автономно по отношению к человеку. Эти закономерности повторяются, когда создаются похожие условия, и это позволяет воспроизводить их в технических объектах одного типа.
Вместе с тем, технические закономерности не существуют вне соответствующей аппаратуры; изменяется техника, изменяются и закономерности.
Таким образом, в области техники появляются закономерности, которых в принципе нет в нетронутой человеком природе – это закон рычага 1-го и 2-го рода,, закон шага винта, гидравлического удара и т.д.
- 1. Понятие науки
- Философия и наука. Проблема взаимосвязи.
- 3. Наука, паранауки, квазинаука, лженаука.
- 4 Понятие метода. Классификация методов. Общенаучные методы эмпирического познания.
- 5. Методы эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент, измерение)
- 6 Общенаучные методы теоретического познания
- 8 Общенаучные методы, применяемые и на эмпирическом, и на теоретическом уровнях познания
- 7. Общенаучные методы научного познания: абстрагирование, идеализация, мысленный эксперимент.
- 9 Формы научного знания
- 10 Структура и функции научной теории. Познавательная ценность научной теории.
- 11. Основные исторические этапы в развитии науки. Понятие научной рациональности и её типология.
- 12 Становление науки античного периода.
- Наука средневекового периода исторического развития.
- 15. Механистическая картина мира
- 17. Зарождение и формирование эволюционных идей в науке.
- 16 Научные открытия конца 19 – начала 20 веков и их влияние на формирование неклассического типа научной рациональности. Своеобразие неклассического типа научной рациональности.
- 18. Научные открытия второй половины 20 века и их влияние на формирование постнеклассического типа научной рациональности. Особенность постнеклассического типа научной рациональности
- 19. Логика открытия: учения ф. Бэкона и р. Декарта
- 20. Образ науки в концепции логического позитивизма. Принцип верификации.
- 21. «Критический рационализм» к. Поппера. Идея роста научного знания и принцип фальсификации.
- 22. Концепция научных революций т. Куна. Понятие «парадигма».
- 23. Концепция развития науки и. Лакатоса.
- 24. Проблема истинности научного знания. Основные концепции истины в науке
- 25. Появление и развитие техники с древнейших времен и до эпохи Нового времени.
- 26 Развитие техники с эпохи Нового времени и до наших дней
- 28 Понятие техники
- 27 Специфика технических наук
- 29 Понимание сущности техники в концепциях х. Ортега-и-Гассета, ф. Дессауэр
- 30 Понимание сущности техники в концепциях о. Шпенглера, м. Хайдеггера
- 31 Становление науки как социального института
- 33 Научно-техническая революция и особенности современной техники
- 34 Место и роль науки в современном обществе. Сциентизм и антисциентизм
- 32. Коллективная деятельность в науке и ее функции.
- Понятие социального института науки и ее функции
- 35. Особенности математического знания. Онтологический статус математических объектов
- 36. Математика в системе наук. Роль математики в развитии научного знания.
- 14. Развитие науки в эпоху Возрождения и Нового времени