logo
шпоры мои

29 Понимание сущности техники в концепциях х. Ортега-и-Гассета, ф. Дессауэр

Х. Ортега-и-Гассет о сущности техники.

Согласно его воззрениям, техника отнюдь не является действием, которое человек выполняет, чтобы удовлетворить свои потребности; напротив, она подразумевает прямо противоположное: отмену этого примитивного действия.

Мыслитель даёт следующее толкование техники. «Техника – это реакция человека на природу или обстоятельства, в результате которой между природой, и человеком возникает некий посредник – сверхприрода, или новая природа, надстроенная над первичной».

«Техника – это главным образом усилие ради сбережения усилий, – утверждает Ортега-и-Гассет. – Иными словами, это действия, которые мы предпринимаем, чтобы полностью или частично избежать неотложных забот и дел, навязываемых обстоятельствами».

Самого же человека, творящего технику, Ортега-и-Гассет определяет как существо, устремленное к избыточному. В отличие от других живых существ человек постоянно стремится к воплощению определенного проекта или программы существования; всё, что он делает, он делает ради осуществления этой программы. И техника является выражением этой устремленности. Причём каждому человеческому проекту, каждому типу жизни соответствует своя техника.

«И смысл, и причина техники лежат за её пределами, а именно в использовании человеком его избыточных, высвобожденных благодаря этой самой техники сил». И таким образом, как утверждает мыслитель, «миссия техники – это освобождение человека, дарующее ему возможность всецело быть самим собой».

Ф. Дессауэр о сущности техники.

Сущность техники, утверждает Дессауэр, проявляется вовсе не в промышленном производстве, которое лишь в массовом порядке воспроизводит, тиражирует результаты когда-то сделанных открытий, и вовсе не в предметах техники, которые только используются людьми в тех или иных целях, но в самом акте творчества. Иными словами, сущность техники, согласно воззрениям мыслителя, сосредотачивается в том ключевом моменте, когда она (техника) впервые появляется на свет в виде замысла, проекта или наброска конструкции.

Ни сами по себе естественные законы, ни цели человека не являются достаточными условиями для возникновения новой техники. Помимо этого существует ещё своего рода «внутренняя обработка», которая и приводит, по убеждению мыслителя, сознание изобретателя к контакту с неким царством «предустановленных способов решений» технических проблем. Ведь изобретение какой-либо технической конструкции не является ничем таким, что можно было бы обнаружить в мире явлений.

Техническое решение – это приобщение изобретателя к царству идей.

Итак, техническое изобретение воплощает в материи «бытие идей», и, следовательно, техника является выражением этого духовного царства идей (или «предустановленных решений»).

Техника приводит в действие нечто большее, чем силы природы, она творит новую действительность. Поэтому современная техника не должна восприниматься просто как «средство облегчения условий человеческого бытия»; через технику мы участвуем в творении действительности, которая является продолжением дела изначального божественного творения.