4 Понятие метода. Классификация методов. Общенаучные методы эмпирического познания.
Метод (от греч. methodos – путь к чему-либо) представляет собой совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.
Он предполагает знание о том, какие следует совершать действия и в какой последовательности для того, чтобы решить те или иные задачи.
Своеобразие методов – они с одной стороны изобретаются субъектами исследования, с другой – эффективный метод должен соответствовать объекту, отображать понятия, быть объективным.
Своеобразие науч. методов- опред-ся для решения опред-х задач, растет число методов, решающих новые задачи. История науки – история появления новых методов. С развитием науки методы ксложняются, задачи также, методы совершенствуются. Усложнение методов, появление средств, рост их кол-ва приводит к удалению субъекта познания от объекта. Для исследования объекта необходимо изучить длинный путь. Науч. методы оставляют мало свободы для произвольных действий познания, имеют жесткое предписание как делать.
Для изучения методов существует целая область знания, которая называется методологией (буквально – учение о методах. Важнейшей задачей методологии является классификация методов научного познания.
Классификация
По предмету – физических, биологич-х, соц-х наук. Недостаток – одни и те же методы в разных науках.
Методы научного познания принято подразделять по степени их общности.
1) всеобщие методы познания; их два – диалектика и метафизика. Это общефилософские методы познания.
Если говорить коротко, метафизике свойственно: а) представлять мир, находящимся в покое, б) рассматривать разные моменты бытия изолированно друг от друга, в) строить категорические утверждения по принципу “или то, или это”. В свою очередь, диалектике свойственно: а) представлять мир, находящимся в развитии, б) рассматривать взаимосвязанность разных моментов бытия, в) строить противоречивые суждения по принципу “и то, и это” (ибо противоречивость заложена в основу диалектического метода познания).
-
общенаучные методы познания. Это методы, которые используются в самых различных областях науки, т.е. они имеют междисциплинарный спектр применения.
Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Одни общенаучные методы применяются только на эмпирическом уровне (наблюдение, эксперимент, измерение), другие – только на теоретическом уровне (формализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод), а некоторые (анализ и синтез, моделирование) – как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях.
На эмпирическом уровне научного познания исследованию подвергаются чувственно воспринимаемые объекты. Единица знания, полученного в результате эмпирического исследования, называется эмпирическим фактом.
На теоретическом уровне научного познания исследование осуществляется на основе рациональных (логических) процедур. Результатами исследований на теоретическом уровне являются гипотезы, законы, теории.
3) частнонаучные методы познания. Это методы, которые используются только в рамках исследований какой-нибудь конкретной науки или какого-нибудь конкретного явления. Каждая частная наука имеет свои специфические методы исследования.
- 1. Понятие науки
- Философия и наука. Проблема взаимосвязи.
- 3. Наука, паранауки, квазинаука, лженаука.
- 4 Понятие метода. Классификация методов. Общенаучные методы эмпирического познания.
- 5. Методы эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент, измерение)
- 6 Общенаучные методы теоретического познания
- 8 Общенаучные методы, применяемые и на эмпирическом, и на теоретическом уровнях познания
- 7. Общенаучные методы научного познания: абстрагирование, идеализация, мысленный эксперимент.
- 9 Формы научного знания
- 10 Структура и функции научной теории. Познавательная ценность научной теории.
- 11. Основные исторические этапы в развитии науки. Понятие научной рациональности и её типология.
- 12 Становление науки античного периода.
- Наука средневекового периода исторического развития.
- 15. Механистическая картина мира
- 17. Зарождение и формирование эволюционных идей в науке.
- 16 Научные открытия конца 19 – начала 20 веков и их влияние на формирование неклассического типа научной рациональности. Своеобразие неклассического типа научной рациональности.
- 18. Научные открытия второй половины 20 века и их влияние на формирование постнеклассического типа научной рациональности. Особенность постнеклассического типа научной рациональности
- 19. Логика открытия: учения ф. Бэкона и р. Декарта
- 20. Образ науки в концепции логического позитивизма. Принцип верификации.
- 21. «Критический рационализм» к. Поппера. Идея роста научного знания и принцип фальсификации.
- 22. Концепция научных революций т. Куна. Понятие «парадигма».
- 23. Концепция развития науки и. Лакатоса.
- 24. Проблема истинности научного знания. Основные концепции истины в науке
- 25. Появление и развитие техники с древнейших времен и до эпохи Нового времени.
- 26 Развитие техники с эпохи Нового времени и до наших дней
- 28 Понятие техники
- 27 Специфика технических наук
- 29 Понимание сущности техники в концепциях х. Ортега-и-Гассета, ф. Дессауэр
- 30 Понимание сущности техники в концепциях о. Шпенглера, м. Хайдеггера
- 31 Становление науки как социального института
- 33 Научно-техническая революция и особенности современной техники
- 34 Место и роль науки в современном обществе. Сциентизм и антисциентизм
- 32. Коллективная деятельность в науке и ее функции.
- Понятие социального института науки и ее функции
- 35. Особенности математического знания. Онтологический статус математических объектов
- 36. Математика в системе наук. Роль математики в развитии научного знания.
- 14. Развитие науки в эпоху Возрождения и Нового времени