11. Основные исторические этапы в развитии науки. Понятие научной рациональности и её типология.
До сих пор нет однозначного решения по вопросу о времени возникновения науки. С точки зрения одних авторов, наука возникла в античности в VI веке до н.э., по сути, одновременно с философией. Другие авторы утверждают, что наука формируется лишь в Новое время, в XVII веке, начиная с трудов Галилея, а до этого времени знание должно быть охарактеризовано как преднаучное.
Основания этих позиций: Вопрос о времени возникновения науки связан, прежде всего, с выбором признаков научности. В качестве таких признаков научности, можем предложить следующее: во-первых, это рациональность, доказательность знания; во-вторых, это наличие в составе знания идеальных объектов; и, в-третьих, это неутилитарность знания (т.е. это знание не должно носить прикладной характер). И все эти признаки отчетливо обнаруживаются в античности. Поэтому многие авторы считают, что наука сформировалась в античной Греции. Учения Платона, Аристотеля, Пифагора, Демокрита и других мыслителей явно несут в себе указанные признаки научности. Однако в этот период формируются лишь некоторые из наук – геометрия, механика, астрономия, логика, медицина, и они находятся в неразрывном единстве с философией. Другой важный момент: многие достижения античности не получили широкого распространения и в значительной степени были утрачены последующими веками. Поэтому ряд авторов относят Античность и эпоху Средневековья к периоду преднаучного знания. Наука, утверждают эти авторы, рождается в Новое время, когда складывается экспериментальное естествознание, когда появляется базовая научная теория (механика Ньютона), когда наука становится социальным институтом и знания транслируются через поколения без потерь.
Основные этапы в развитии науки:
В истории естествознания можно выделить несколько этапов. Период приблизительно с VI века до н.э. и до XVI – XVII веков характеризуется существованием натурфилософии. Далее, с XVI – XVII веков появляется классическое естествознание, которое завершается на рубеже XIX – XX веков. Этот исторический период, в свою очередь, можно разделить на два этапа: этап становления механистической картины мира (до 30-х годов XIX века) и этап зарождения и формирования эволюционных моделей мира (до конца XIX – начала XX века). Затем следует так называемый период неклассического естествознания, который завершается к середине XX века. И, наконец, последний период в истории естествознания, продолжающийся и по сей день, принято обозначать как период постнеклассического естествознания.
Каждая новая веха в истории естественных наук является результатом не только революционных открытий, но и изменений, происходящих в сфере мышления. Именно поэтому в переломные для науки моменты истории как бы из глубины на поверхность всплывают многие философские проблемы .
- 1. Понятие науки
- Философия и наука. Проблема взаимосвязи.
- 3. Наука, паранауки, квазинаука, лженаука.
- 4 Понятие метода. Классификация методов. Общенаучные методы эмпирического познания.
- 5. Методы эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент, измерение)
- 6 Общенаучные методы теоретического познания
- 8 Общенаучные методы, применяемые и на эмпирическом, и на теоретическом уровнях познания
- 7. Общенаучные методы научного познания: абстрагирование, идеализация, мысленный эксперимент.
- 9 Формы научного знания
- 10 Структура и функции научной теории. Познавательная ценность научной теории.
- 11. Основные исторические этапы в развитии науки. Понятие научной рациональности и её типология.
- 12 Становление науки античного периода.
- Наука средневекового периода исторического развития.
- 15. Механистическая картина мира
- 17. Зарождение и формирование эволюционных идей в науке.
- 16 Научные открытия конца 19 – начала 20 веков и их влияние на формирование неклассического типа научной рациональности. Своеобразие неклассического типа научной рациональности.
- 18. Научные открытия второй половины 20 века и их влияние на формирование постнеклассического типа научной рациональности. Особенность постнеклассического типа научной рациональности
- 19. Логика открытия: учения ф. Бэкона и р. Декарта
- 20. Образ науки в концепции логического позитивизма. Принцип верификации.
- 21. «Критический рационализм» к. Поппера. Идея роста научного знания и принцип фальсификации.
- 22. Концепция научных революций т. Куна. Понятие «парадигма».
- 23. Концепция развития науки и. Лакатоса.
- 24. Проблема истинности научного знания. Основные концепции истины в науке
- 25. Появление и развитие техники с древнейших времен и до эпохи Нового времени.
- 26 Развитие техники с эпохи Нового времени и до наших дней
- 28 Понятие техники
- 27 Специфика технических наук
- 29 Понимание сущности техники в концепциях х. Ортега-и-Гассета, ф. Дессауэр
- 30 Понимание сущности техники в концепциях о. Шпенглера, м. Хайдеггера
- 31 Становление науки как социального института
- 33 Научно-техническая революция и особенности современной техники
- 34 Место и роль науки в современном обществе. Сциентизм и антисциентизм
- 32. Коллективная деятельность в науке и ее функции.
- Понятие социального института науки и ее функции
- 35. Особенности математического знания. Онтологический статус математических объектов
- 36. Математика в системе наук. Роль математики в развитии научного знания.
- 14. Развитие науки в эпоху Возрождения и Нового времени