16 Научные открытия конца 19 – начала 20 веков и их влияние на формирование неклассического типа научной рациональности. Своеобразие неклассического типа научной рациональности.
Объектом исследования классического естествознания был знакомый человеку «макромир». Однако к концу XIX века на основе результатов исследования «микромира» (10-8см) начали складываться идеи неклассического естествознания.
-
Критика фундаментальных представлений и понятий. Эрнест Мах- критиковал абсолютность простр-ва и времени – это домыслы, заблуждение.Критика побудила Эйнштейна на размышления о природе простр-ва и времени
-
Появилась, неевклидова геометрия. Классическая наука не объясняла новых открытий и явлений.
-
Изменения происходят и в социальном плане – наука становится более массовой, расширяется прикладной спектр, оказывает воздействие политика. Появляются научные центры.
Особенности неклассической науки:
-
Переход от Лапласовского детерминизма к вероятностному детерминизму. Случайность – новый фундамент понимания природы.
-
Неклассическая наука понимает процесс познания не как созерцание, отражение объекта, а как конструирующую деятельность субъекта познания. Теория включала в себя взаимодействие объекта с субъектом. Нельзя отделить объект познания от средств.
-
Смена ориентиров на достижение практически значимых результатов.
-
Рушилось представление, что по мере элементаризации, Природа обнаруживает все большую простоту и единообразие. «Разборка» атома на составные детали эти надежды не оправдала. Во-первых, выявленные элементарные частицы были мало похожи на «мельчайшие частички вещества». В большей степени они вели себя как «сгустки энергии».
-
Качественно менял ракурс видения реальности введенный в СТО(Энштейн) постулат о постоянстве скорости света.
Принятая в классической науке трактовка времени, как чистой длительности, сменилась здесь неразрывной увязкой временных и пространственных параметров бытия. Это, в частности, приводило к тому, что события, фиксируемые в одной системе отсчета как одновременные, в другой системе отсчета оказывались разнесенными во времени. Длительность из абсолютного континуума превратилась в относительную переменную, рассчитываемую в зависимости от пространства и скорости. Время, равномерно текущее для стороннего наблюдателя, внутри системы, двигающейся с большим ускорением, идет медленнее.
-
Теряла свою основательность и устойчивость некогда фундаментальная характеристика материальных тел – масса. Ее зависимость от скорости удостоверяло важнейшее следствие СТО, выраженное в знаменитой формуле Е = mC2. Становилось ясно, что при увеличении скорости движения материального тела его масса неограниченно возрастает, причем приближение к световому порогу делает ее бесконечной. Кроме того, установление эквивалентности энергии и массы позволяло выражать массу в единицах измерения энергии и наоборот.
-
Ещё одно отличие между классической и неклассической картинами мира по отношению ко вселенной: в классической теории планеты всегда были расположены определённы образом, совершая перемещения согласно законам тяготения, но в целом повторяя неизменные циклы, отсутствовало развитие.
В неклассической. В начале 20-х годов прошлого века ученый А. Фридман опубликовал работы, в которых математическими методами, опираясь на уравнения общей теории относительности (ОТО), доказал, что открывающаяся нашему мысленному взору Вселенная не может быть стационарным объектом: она должна либо расширяться, либо сжиматься. В конце 20-х годов в серии наблюдений, осуществленных американским астрономом Э. Хабблом, был надежно удостоверен важнейший экспериментальный факт «разлета галактик». Вселенная расширялась! Причем, чем дальше от наблюдателя располагались галактики, тем с большей скоростью они удалялись. Из чего следовало, что материальный мир некогда начал свое развертывание из гипотетического «начала», характеризующегося нулевой размеренностью пространства и времени.
Энштейн. Наиболее известны работы – теория относительности и теория квантовой природы излучения. Принципы СТО: 1) Все физические процессы в разных системах отсчета д/б одинаковыми. 2) Постоянство скорости света.
Майкельсон – окончательно установил независимость скорости света от скоростей перемещения источника и наблюдателя. Принципы теории относительности, в которой этот экспериментальный факт естественно объяснялся, пришли на смену ньютоновской механике.
Макс Планк – основатель квантовой физики. Доказал, что поглощение света происходит квантами. В 1918 г. Присуждена Нобелевская премия.
Нильс Бор . Предложил теорию строения атома. В стационарном состоянии атом не излучает энергии. Излучение происходит тогда, когда электрон переходит с одной орбиты на другую, причем в виде фотона. Теория также описывает правила квантования, но не раскрывает их смысл. За правила квантования Бору была присуждена Нобел.премия.
Луи де Бройль. Предложил, что атом, как и свет имеет двойственную природу, частицы могут описываться волновым процессом.
Эрвин Шрёдингер получил знаменитое уравнение волновой функции частицы, движущейся во внешней среде. Математически описал волну де Бройля. Объяснил многие детали устройства атомов. Стал ясен смысл правил квантования – оно означает, что в области движения электрона должно укладываться целое число волн де Бройля.
Гейзинберг – соотношение неопределенностей. Невозможно одновременно измерять координаты и импульс.
- 1. Понятие науки
- Философия и наука. Проблема взаимосвязи.
- 3. Наука, паранауки, квазинаука, лженаука.
- 4 Понятие метода. Классификация методов. Общенаучные методы эмпирического познания.
- 5. Методы эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент, измерение)
- 6 Общенаучные методы теоретического познания
- 8 Общенаучные методы, применяемые и на эмпирическом, и на теоретическом уровнях познания
- 7. Общенаучные методы научного познания: абстрагирование, идеализация, мысленный эксперимент.
- 9 Формы научного знания
- 10 Структура и функции научной теории. Познавательная ценность научной теории.
- 11. Основные исторические этапы в развитии науки. Понятие научной рациональности и её типология.
- 12 Становление науки античного периода.
- Наука средневекового периода исторического развития.
- 15. Механистическая картина мира
- 17. Зарождение и формирование эволюционных идей в науке.
- 16 Научные открытия конца 19 – начала 20 веков и их влияние на формирование неклассического типа научной рациональности. Своеобразие неклассического типа научной рациональности.
- 18. Научные открытия второй половины 20 века и их влияние на формирование постнеклассического типа научной рациональности. Особенность постнеклассического типа научной рациональности
- 19. Логика открытия: учения ф. Бэкона и р. Декарта
- 20. Образ науки в концепции логического позитивизма. Принцип верификации.
- 21. «Критический рационализм» к. Поппера. Идея роста научного знания и принцип фальсификации.
- 22. Концепция научных революций т. Куна. Понятие «парадигма».
- 23. Концепция развития науки и. Лакатоса.
- 24. Проблема истинности научного знания. Основные концепции истины в науке
- 25. Появление и развитие техники с древнейших времен и до эпохи Нового времени.
- 26 Развитие техники с эпохи Нового времени и до наших дней
- 28 Понятие техники
- 27 Специфика технических наук
- 29 Понимание сущности техники в концепциях х. Ортега-и-Гассета, ф. Дессауэр
- 30 Понимание сущности техники в концепциях о. Шпенглера, м. Хайдеггера
- 31 Становление науки как социального института
- 33 Научно-техническая революция и особенности современной техники
- 34 Место и роль науки в современном обществе. Сциентизм и антисциентизм
- 32. Коллективная деятельность в науке и ее функции.
- Понятие социального института науки и ее функции
- 35. Особенности математического знания. Онтологический статус математических объектов
- 36. Математика в системе наук. Роль математики в развитии научного знания.
- 14. Развитие науки в эпоху Возрождения и Нового времени