6 Общенаучные методы теоретического познания
ФОРМАЛИЗАЦИЯ – это отражение приобретенного знания в знаково-символическом виде. Этот подход в научном познании базируется на различении естественного и искусственных языков.
Пример формализации - математическая символика,.
Для построения любой формальной системы необходимо:
1) задать алфавит (определенный набор знаков); 2) задать правила, по которым из исходных знаков алфавита можно получить “слова” или “формулы”; 3) задать правила, по которым из одних слов (формул) можно перейти к другим словам (формулам).
Достоинство формальных систем (искусственных языков): формальные системы позволяют проводить исследования (это оперирование знаками) какого-либо объекта без непосредственного обращения к нему. Также достоинство формальных систем - краткость и четкость фиксирования информации.
Но все формальные системы существуют только на основе естественного языка. Всеобщего метода, позволяющего любое рассуждение заменить вычислением, не существует.
К. Гедель - теорема о “неполноте” всех формальных систем. Согласно этой теореме, любая формальная система либо противоречива, либо содержит в себе высказывания, которые нельзя ни доказать, ни опровергнуть.
Поэтому искусственный язык не является единственным языком науки.
АКСИОМАТИЧЕСКИЙ МЕТОД – это один из способов дедуктивного построения научных теорий. В его основе лежит следующая последовательность процедур.
-
Формулируется система основных терминов науки (например, в геометрии Евклида – понятие точки, прямой, угла, плоскости и т.д.)
-
Из этих терминов формулируется некоторое множество аксиом (постулатов) являющихся исходными, из которых выводятся все другие утверждения теории по определенным правилам.
-
Формулируется система правил вывода.
-
Осуществляется преобразование постулатов по правилам, дающим возможность из ограниченного числа аксиом получить множество теорем.
Аксиоматический метод может быть применен только для таких теоретических систем, которые в общих чертах уже построены. Во многом это связано с требованиями, предъявляемыми к аксиомам. Помимо непротиворечивости и логической независимости друг от друга, аксиомы должны быть ещё “достаточно полными”, т.е. всё содержание научной теории должно выводиться из ограниченного набора аксиом без привлечения каких-либо дополнительных недоказуемых утверждений, – а это, конечно, возможно только в том случае, когда теория хотя бы в общих чертах уже построена…
Аксиоматический метод широко используется для построения математических дисциплин.
ГИПОТЕТИКО-ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД. Сущность этого метода заключается в создании дедуктивной системы связанных между собой гипотез, из которых, в конечном счете, выводятся утверждения об эмпирических фактах.
Гипотеза (предположение) – это исходное понятие данного метода.
Метод основан на выведении заключений из гипотез, истинность которых полностью неопределенна. Поэтому все заключения носят вероятностный характер.
Общая структура гипотетико-дедуктивного метода выглядит следующим образом.
-
Нужно ознакомиться с тем фактическим материалом, который требует теоретического объяснения, и нужно попытаться найти это объяснение, используя уже существующие теории и законы. Если последнее не удаётся, то
-
Выдвигаются предположения о причинах и закономерностях данного явления.
-
Все имеющиеся предположения нужно оценить и выбрать из них наиболее вероятное.
-
Из гипотезы выводятся (обычно дедуктивным путем) следствия.
-
Экспериментально проверяются выведенные из гипотез следствия. И лучшая по результатам проверки гипотеза переходит в теорию.
Гипотетико-дедуктивный метод представляет собой иерархию гипотез. На самом верху находятся гипотезы, имеющие наиболее общий характер. Внизу же находятся гипотезы, которые можно сопоставить с эмпирической действительностью.
Этот метод широко используется, к примеру, при построении физических теорий.
- 1. Понятие науки
- Философия и наука. Проблема взаимосвязи.
- 3. Наука, паранауки, квазинаука, лженаука.
- 4 Понятие метода. Классификация методов. Общенаучные методы эмпирического познания.
- 5. Методы эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент, измерение)
- 6 Общенаучные методы теоретического познания
- 8 Общенаучные методы, применяемые и на эмпирическом, и на теоретическом уровнях познания
- 7. Общенаучные методы научного познания: абстрагирование, идеализация, мысленный эксперимент.
- 9 Формы научного знания
- 10 Структура и функции научной теории. Познавательная ценность научной теории.
- 11. Основные исторические этапы в развитии науки. Понятие научной рациональности и её типология.
- 12 Становление науки античного периода.
- Наука средневекового периода исторического развития.
- 15. Механистическая картина мира
- 17. Зарождение и формирование эволюционных идей в науке.
- 16 Научные открытия конца 19 – начала 20 веков и их влияние на формирование неклассического типа научной рациональности. Своеобразие неклассического типа научной рациональности.
- 18. Научные открытия второй половины 20 века и их влияние на формирование постнеклассического типа научной рациональности. Особенность постнеклассического типа научной рациональности
- 19. Логика открытия: учения ф. Бэкона и р. Декарта
- 20. Образ науки в концепции логического позитивизма. Принцип верификации.
- 21. «Критический рационализм» к. Поппера. Идея роста научного знания и принцип фальсификации.
- 22. Концепция научных революций т. Куна. Понятие «парадигма».
- 23. Концепция развития науки и. Лакатоса.
- 24. Проблема истинности научного знания. Основные концепции истины в науке
- 25. Появление и развитие техники с древнейших времен и до эпохи Нового времени.
- 26 Развитие техники с эпохи Нового времени и до наших дней
- 28 Понятие техники
- 27 Специфика технических наук
- 29 Понимание сущности техники в концепциях х. Ортега-и-Гассета, ф. Дессауэр
- 30 Понимание сущности техники в концепциях о. Шпенглера, м. Хайдеггера
- 31 Становление науки как социального института
- 33 Научно-техническая революция и особенности современной техники
- 34 Место и роль науки в современном обществе. Сциентизм и антисциентизм
- 32. Коллективная деятельность в науке и ее функции.
- Понятие социального института науки и ее функции
- 35. Особенности математического знания. Онтологический статус математических объектов
- 36. Математика в системе наук. Роль математики в развитии научного знания.
- 14. Развитие науки в эпоху Возрождения и Нового времени