36. Преемственность и инновации в развитии научного знания. Традиции в развитии науки, стили научного мышления и творчество в науке.
Преемственность и инновации в развитии научного знания
Объективной основой преемственности в науке является то реальное обстоятельство, что в самой действительности имеет место поступательное развитие предметов и явлений, вызываемое внутренними присущими им противоречиями.
На каждом этапе своего развития наука использует фактический материал, методы исследования, теории, гипотезы, законы, научные понятия предшествующих эпох и по своему содержанию является их продолжением. Поэтому в каждый определённый исторический период развитие науки зависит не только от достигнутого уровня развития производства и социальных условий, но и от накопленного ранее запаса научных истин, выработанной системы понятий и представлений, обобщивший предшествующий опыт и знания.
Таким образом, каждый шаг науки подготавливается предшествующим этапом и каждый её последующий этап закономерно связан с предыдущим. Заимствуя достижения предшествующей эпохи, наука непрерывно движется дальше. Рассмотрим теперь конкретно основные формы и концепции преемственности знаний.
Формы:
1) В качестве первой и простейшей формы можно выделить преемственность, в которой имеется максимально точное воспроизведение предшествующих текстов в последующих изданиях. Эта форма находит проявление при переиздании различных классических трудов, литературных произведений.
2) Другой формой является критическая преемственность; в ней осознаётся различие между истинной и заблуждением. Унаследования и воспроизводства достойны не все предшествующие теории в целом, а только их истинные элементы, проверенные и подтверждённые опытом.
Концепции преемственности:
1) В понимании накопления объективных истин в развитии науки наибольшее распространение в XX в. получила концепция последовательного аддитивного суммирования истин, согласно которой в каждой относительной истине и научной теории есть определённое зерно абсолютной истины. Суммируясь, эти зёрна составляют всё возрастающую сумму истинного знания, обладающего непреходящей ценностью
2) Концепции суммирования объективных истин в развитии науки, то её часто называют кумулятивистской (от «cumulation» - англ. – накопление, скопление). Но этот термин не вполне адекватно выражает её содержание. В англо-американской эпистемологии большинство авторов под кумуляцией понимают суммирование всяких результатов теорий, сложение любого знания. Этого в науке, конечно, нет, поскольку с развитием теорий ложные концепции отбрасываются. Поэтому критическую струю в адрес кумулятивизма не следует рассматривать в качестве аргумента против самого принципа преемственности объективных истин в научном познании.
Как это следует из предыдущего анализа, идея преемственности научного знания изменялась вместе с историческим развитием познания. В этом плане значительный вклад внесла физика на рубеже XX в.
совершенно иные формы движения, чем старая, уравнения этих теорий уже не будут подчиняться принципу соответствия.
Традиции и инновации в развитии науки
Процесс преемственности в науке (но не только в ней) может быть выражен в терминах «традиция» (старое) и «новация» (новое). Это две противоположных диалектически связанных стороны единого процесса развития науки: новации вырастают из традиций, находятся в них в зародыше; всё положительное и ценное, что было в традициях, в «снятом виде» остаётся в новациях.
Новация (в самом широком смысле) – это всё то, что возникло впервые, чего не было раньше. Характерный пример новаций – научные открытия, фундаментальные, «сумасшедшие» идеи и концепции – квантовая механика, теория относительности, синергетика и т. п. Формулируя новые научные идеи, «мы должны проверять старые идеи, старые теории, хотя они и принадлежат прошлому, ибо это – единственное средство понять значительность новых идей и пределы их справедливости».
Традиции в науке – знания, накопленные предшествующими поколениями учёных, передающиеся последующим поколениям и сохраняющиеся в конкретных научных сообществах, научных школах, направлениях, отдельных науках и научных дисциплинах. Множественность традиций даёт возможность выбора новым поколениям исследователей тех или иных из них. А они могут быть как позитивными (что и как воспринимается), так и негативными (что и как отвергается). Жизнеспособность научных традиций коренится в их дальнейшем развитии последующими поколениями учёных в новых условиях.
Творчество в науке
Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т. к. всегда предполагает творца субъекта творческой деятельности. Творчество разума не является неограниченным. Идеалистические системы теории познания не могут изгнать предчувствия, что существует некая независимая от человека действительность и что искать её следует в предметах наблюдения, в опыте. Что в этой действительности происходит от человеческого разума – это исследование издавна является великим заданием философии.
- 1. Предмет и основные проблемы истории науки.
- 2. Взаимоотношения истории науки и других исторических наук.
- 3. Взаимоотношения истории науки и философии науки.
- 4. Основные этапы развития истории науки. Современное состояние истории науки.
- 5. Философия науки как специализированная философская дисциплина. Место Философии науки в системе философии.
- 6. Основные проблемы философии науки
- 7. Основные этапы в развитии философии науки.
- 8.Современная западная философия науки (к. Поппер, и. Лакатос, т. Кун, п. Фейерабенд и др.).
- 9.Современная отечественная философия науки (в.С. Стёпин, п.П. Гайденко, л.А. Микешина, в.В. Ильин, а. Л. Никифоров, с. А. Лебедев и др).
- 10.Взаимоотношения философии науки и науковедения, социологии науки, психологии научного творчества.
- 11.Аспекты бытия науки: система знаний, академическая система и социальный институт, вид деятельности.
- 12. Субъект, объект и предмет научного познания.
- 13. Критерии научности (логические, эмпирические, другие). Идеалы и нормы научности.
- 14. Особенности языка науки.
- 15.Наука и вненаучные формы познания и знания.
- 16. Наука как феномен культуры. Культурно-историческое многообразие форм бытия науки.
- 17. Наука и философия.
- 18. Наука и искусство.
- 19.Наука и религия.
- 20. Наука и политика.
- 21. Наука и экономика
- 22. Формы организации науки: научное сообщество, научная школа, научное направление.
- 23. Социальные характеристики научной профессии.
- 24.Философские и социальные аспекты интеллектуальной собственности.
- 25. Наука и техника.
- 26. Наука и образование.
- 27.Онтологические, гносеологические, социокультурные основания многообразия наук. Проблема классификации наук.
- 28. Проблематика единства наук.
- 29. Вопрос о «начале» науки. Наука и преднаука.
- 30. Основные этапы в развитии науки. Исторические типы научной рациональности.
- 31.Основные характеристики классической науки.
- 32.Особенности неклассической науки
- 33.Своеобразие постнеклассической науки
- 34. Движущие силы развития науки. Внутренние и внешние детерминанты развития науки.
- 35.Дифференциация и интеграция в развитии науки. Неравномерность развития различных научных направлений и дисциплин.
- 36. Преемственность и инновации в развитии научного знания. Традиции в развитии науки, стили научного мышления и творчество в науке.
- 37.Эволюция и революция в развитии науки
- 38.Современный этап в развитии науки: достижения, проблемы, тенденции и перспективы.
- 39.Уровни научного знания. Соотношения эмпирического и теоретического уровней научного познания и знания.
- 40.Понятие метода научного познания. Уровни методологии научного познания. Специальнонаучные и общенаучные методы познания.
- 41. Методы и средства эмпирического познания: наблюдение, эксперимент, измерение. Роль приборов в современном научном познании.К эмпирическим методам относятся: наблюдение, эксперимент, измерение.
- 42.Методы и средства теоретического познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение и классификация, абстрагирование и идеализация, формализация и аксиоматизация.
- 43.Роль моделей в научном познании, их классификация.
- 44. Методология естественных наук.
- 45.Методология логико-математических наук.
- 46.Методология технических наук.
- 48.Методология социально-экономических наук.
- 49. Методология гуманитарных наук.
- 50. Формы научного знания: факт, эмпирическое обобщение, проблема, гипотеза, идея, закон, аксиома, теорема.
- 51.Высшие формы систематизации научного знания: теория, концепция, научная картина мира.
- 52.Взаимоотношения фундаментальной и прикладной науки.
- 53.Проблема научного прогнозирования будущего. Типы и методы прогнозирования.
- 54. Наука как ценность. Социальные и культурогенные функции науки. Противоречивость социальных последствий внедрения научных достижений. Сциентизм и антисциентизм.
- 55.Проблема истины в науке. Основные концепции истинности научного знания (классическая, когерентная, прагматистская, конвенционалистская). Верфикационизм. Фальсификационизм.
- 56. Этика науки. Свобода научного творчества и нравственная ответственность научных работников. Необходимость ценностно-смысловых ориентаций научного творчества на современном этапе развития науки.
- 57. Эстетика науки.