16. Наука как феномен культуры. Культурно-историческое многообразие форм бытия науки.
Наука не является закрытой, полностью автономной, саморегулирующейся системой, ёё развитие обусловлено как внутренними так и внешними, культурологическими условиями: экономика, мораль, религия, искусство, право, политика.
Тема соотношения науки и культуры обширна, здесь много деталей, но общий механизм их взаимодействия таков: наука, выявляя законы изменения природных и социальных процессов, становиться необходимым условием их управления, воздействует на потребности общества, помогает человечеству в выборе жизненных стратегий, поиске путей культурного развития.
Важность влияния культуры на науку подчёркивает хотя бы тот факт, что не всякая культура способна продуцировать науку: многие культуры в истории человечества (в частности культура майя), обходились без науки. В случаях же, когда созревают соответствующие культурологические условия для появления науки, культура, соединяя научные знания с другими продуктами человеческой деятельности (мораль, искусство, религия, техника, экономика и др.), вырабатывает свой стиль мышления, своё видение мира, оказывая влияние на научные стандарты познания и объяснения мира. В частности культура всегда требует от науки адекватного (истинного) отражения объекта, постоянного обновления такого знания для решения жизненных задач.
В результате наука испытывает на себе влияние культуры, она опирается на сложившиеся в обществе культурные традиции, ценности и нормы. При этом, однако, следует заметить, что влияние культуры на науку происходит не прямо, а косвенно: в самом содержании научного знания её культурологическая составляющая не фиксируется.
Наиболее рельефно механизм взаимодействия науки и культуры просматривается на примере сравнения техногенной (западной) и традиционной (восточной) типов цивилизации.
Западная цивилизация – это, прежде всего техногенная цивилизация, берущая начало в античности и окончательно сложившаяся в XVII – XVIII вв. в Европе, Для данной цивилизации характерны стремление к овладению силами и богатствами природы: внешний мир рассматривается здесь как арена научно-технической деятельности человека с пафосом покорения природы и преобразования мира, акцент на дискурсивном, логико-математическом подходе в познании явлений.
Всё это не могло не сказаться на принципах западной науки, её ориентациях и установках: ценность нового, оригинального в форме достижения истины, развитие техники и технологии как материализация научных идей, идея постоянного изменения предметов и явлений окружающего мира – вот некоторые базовые нормы, на которых строится сегодня западная наука. Для людей науки и не только науки техногенного общества характерен идеал творческой индивидуальности, ценности гибкого и динамичного мышления, проявляющегося в частности в сильной рефлексивности научного и обыденного сознания, его ориентации.
История становления восточной культуры – это возникновение и существование индо-буддийского (VII – VI вв. до н. э.), арабо-исламского (VII в. н. э.), китайско-конфуцианского (VI в. до н. э.) мировоззрений. Впоследствии данные мировоззрения и соответствующие им культуры получили название традиционных, поскольку почти все представления о мире, возникшие уже в то время, сохранились на протяжении последующих тысячелетий.
Древневосточные представления о мире строятся на понимании природы как целостном, живом, взаимосвязанном, самодостаточном организме, в который естественно включён человек: так в буддийском мировоззрении мир однороден и все его составляющие находятся на одной и той же ступени реальности, каждая частица, вещь, явление зависит от другой вещи и от предыдущего своего состояния. Поэтому в преобразовании природы нет необходимости, напротив её надо сохранить такую, какова она есть. Всё это формирует иной, чем в западной техногенной культуре, идеал понимания человеческой деятельности, её активности. Мир древних восточных культур – это космос, в котором человек чувствует себя частичкой этого космоса. В восточной культуре тоже ставится задача управления законами природы и человеческим поведением, но делается это совсем по-другому: путь человека к свободе на Древнем Востоке – это не поиск новой жизни, а отказ от существующего бытия.
В результате восточное мышление отдаёт приоритет традициям и установившемся образцам, новое знание не имеет большой ценности. Восточная наука не стремиться абстрагироваться от единичного, не воздвигает пропасти между отдельным явлением, фактом и общим законом. Если в европейской науке познание истины есть знание всеобщего, то на Востоке существует равновесие между единичным и общим. Здесь также нет противопоставления субъекта и объекта познания.
Несмотря на имеющиеся отличие научных культур Запада и Востока, которые долгое время шли параллельно друг другу, современная наука включается в диалог культур.
Всё это плюс попытки совместного поиска выхода из современных глобальных кризисов, порождает тенденции интеграции древневосточной мудрости с рационализмом Запада.
Таким образом, в конце XX столетия, когда всё человечество оказалось перед проблемой выбора новых стратегий выживания, многие идеи, разработанные в традиционных восточных учениях, согласуются с возникающими в недрах современной техногенной культуры новыми ценностями и мировоззренческими смыслами.
В целом диалог культур Востока и Запада, отыскание в них общего и особенного позволяют каждому человеку ощутить духовное богатство, накопленное человечеством на протяжении тысячелетий. Поэтому диалог культур конструктивен и не должен иметь конца – это постоянный процесс, который позволит человечеству избежать «самоубийства», решить ряд глобальных проблем, стоящих ныне перед человечеством.
- 1. Предмет и основные проблемы истории науки.
- 2. Взаимоотношения истории науки и других исторических наук.
- 3. Взаимоотношения истории науки и философии науки.
- 4. Основные этапы развития истории науки. Современное состояние истории науки.
- 5. Философия науки как специализированная философская дисциплина. Место Философии науки в системе философии.
- 6. Основные проблемы философии науки
- 7. Основные этапы в развитии философии науки.
- 8.Современная западная философия науки (к. Поппер, и. Лакатос, т. Кун, п. Фейерабенд и др.).
- 9.Современная отечественная философия науки (в.С. Стёпин, п.П. Гайденко, л.А. Микешина, в.В. Ильин, а. Л. Никифоров, с. А. Лебедев и др).
- 10.Взаимоотношения философии науки и науковедения, социологии науки, психологии научного творчества.
- 11.Аспекты бытия науки: система знаний, академическая система и социальный институт, вид деятельности.
- 12. Субъект, объект и предмет научного познания.
- 13. Критерии научности (логические, эмпирические, другие). Идеалы и нормы научности.
- 14. Особенности языка науки.
- 15.Наука и вненаучные формы познания и знания.
- 16. Наука как феномен культуры. Культурно-историческое многообразие форм бытия науки.
- 17. Наука и философия.
- 18. Наука и искусство.
- 19.Наука и религия.
- 20. Наука и политика.
- 21. Наука и экономика
- 22. Формы организации науки: научное сообщество, научная школа, научное направление.
- 23. Социальные характеристики научной профессии.
- 24.Философские и социальные аспекты интеллектуальной собственности.
- 25. Наука и техника.
- 26. Наука и образование.
- 27.Онтологические, гносеологические, социокультурные основания многообразия наук. Проблема классификации наук.
- 28. Проблематика единства наук.
- 29. Вопрос о «начале» науки. Наука и преднаука.
- 30. Основные этапы в развитии науки. Исторические типы научной рациональности.
- 31.Основные характеристики классической науки.
- 32.Особенности неклассической науки
- 33.Своеобразие постнеклассической науки
- 34. Движущие силы развития науки. Внутренние и внешние детерминанты развития науки.
- 35.Дифференциация и интеграция в развитии науки. Неравномерность развития различных научных направлений и дисциплин.
- 36. Преемственность и инновации в развитии научного знания. Традиции в развитии науки, стили научного мышления и творчество в науке.
- 37.Эволюция и революция в развитии науки
- 38.Современный этап в развитии науки: достижения, проблемы, тенденции и перспективы.
- 39.Уровни научного знания. Соотношения эмпирического и теоретического уровней научного познания и знания.
- 40.Понятие метода научного познания. Уровни методологии научного познания. Специальнонаучные и общенаучные методы познания.
- 41. Методы и средства эмпирического познания: наблюдение, эксперимент, измерение. Роль приборов в современном научном познании.К эмпирическим методам относятся: наблюдение, эксперимент, измерение.
- 42.Методы и средства теоретического познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение и классификация, абстрагирование и идеализация, формализация и аксиоматизация.
- 43.Роль моделей в научном познании, их классификация.
- 44. Методология естественных наук.
- 45.Методология логико-математических наук.
- 46.Методология технических наук.
- 48.Методология социально-экономических наук.
- 49. Методология гуманитарных наук.
- 50. Формы научного знания: факт, эмпирическое обобщение, проблема, гипотеза, идея, закон, аксиома, теорема.
- 51.Высшие формы систематизации научного знания: теория, концепция, научная картина мира.
- 52.Взаимоотношения фундаментальной и прикладной науки.
- 53.Проблема научного прогнозирования будущего. Типы и методы прогнозирования.
- 54. Наука как ценность. Социальные и культурогенные функции науки. Противоречивость социальных последствий внедрения научных достижений. Сциентизм и антисциентизм.
- 55.Проблема истины в науке. Основные концепции истинности научного знания (классическая, когерентная, прагматистская, конвенционалистская). Верфикационизм. Фальсификационизм.
- 56. Этика науки. Свобода научного творчества и нравственная ответственность научных работников. Необходимость ценностно-смысловых ориентаций научного творчества на современном этапе развития науки.
- 57. Эстетика науки.