logo
Вопрос философия шпаргалки

4. Основные этапы развития истории науки. Современное состояние истории науки.

История науки, существующая в виде единства многообразия историй отдельных наук, а также историй научных направлений, научных школ и т.д., даёт описание событийного ряда, образующего процесс становления и развития науки как составляющей всеобщей истории.

Её предметом изучения которой выступает наука, как система знаний, вид человеческой деятельности, система школ и как институциональное образование, включающее нормы и отношения в научной деятельности.

Поскольку наука не есть нечто неизменное, а представляет собой развивающуюся целостность, исторический феномен, то возникает проблема периодизации истории науки, т. е. выделение качественно своеобразных этапов её развития («эволюционный срез»).

Периодизация наук – это их развертывание «по горизонтали», т. е. по оси времени в форме определённых, следующих друг за другом, исторических периодов (ступеней, фаз, этапов).

Наука – явление конкретно – историческое, проходящее в своём развитии ряд качественно своеобразных этапов. Вопрос о периодизации истории науки и её критериях по сей день является дискуссионным и активно обсуждается в отечественной и зарубежной литературе. Один из подходов, который получает у нас всё большее признание, разработан В.С. Стёпиным на материале истории естествознания, прежде всего физики, и состоит в следующем.

Науке как таковой предшествует преднаука (доклассический этап), где зарождаются элементы (предпосылки) науки. Здесь имеются в виду зачатки знаний на Дальнем Востоке, в Греции и Риме, а также в средние века, вплоть до XVI – XVII столетий. Именно этот период чаще всего считают началом, исходным пунктом естествознания (и науки в целом) как систематического исследования реальной действительности.

Наука как целостный феномен возникает в Новое время вследствие отпочкования от философии и проходит в своём развитии три основных этапа: классический, неклассический, постнеклассический (современный). На каждом из этих этапов разрабатываются соответствующие идеалы, нормы и методы научного исследования, формулируется определённый стиль мышления, своеобразный понятийный аппарат и т. п.

Критерием (основанием) данной периодизации является соотношение (противоречие) объекта и субъекта познания:

1) классическая наука (XVII-XIX вв.), исследуя свои объекты, стремились при их описании и теоретическом объяснении устранить по возможности всё, что относится к субъекту, средствам, приёмам и операциям его деятельности. Такое устранение рассматривалось как необходимое условие получения объективно-истинных знаний о мире. Здесь господствует объектный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения субъектом;

2) неклассическая наука (первая половина XX в.), исходный пункт который связан с разработкой релятивистской и квантовой теории, отвергает объективизм классической науки, отбрасывает представление реальности как чего-то не зависящего от средств её познания, субъективного фактора. Она осмысливает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности субъекта. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира;

3) существенный признак постнеклассической науки (вторая половина XX – начало XXI в.) – постоянная включённость субъективной деятельности в «тело знания». Она учитывает соотнесённость характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности познающего субъекта, но и с её ценностно-целевыми структурами.

Каждая из названных стадий имеет свою парадигму (совокупность теоретико-методологических и иных установок), свою картину мира, свои фундаментальные идеи. Классическая стадия имеет своей парадигмой механику, её картина мира строится на принципе жесткого (лапласовского) детерминизма, ей соответствует образ мироздания как часового механизма. С неклассической наукой связана парадигма относительности, дискретности, квантования, вероятности, дополнительности.

Постнеклассической стадии соответствует парадигма становления и самоорганизации. Основные черты нового (постнеклассического) образа науки выражаются синергетикой, изучающей общие принципы процессов самоорганизации, протекающих в самой различной природы (физических, биологических, технических, социальных и др.). Ориентация на «синергетическое движение» - это ориентация на историческое время, системность (целостность) и развитие как важнейшие характеристики бытия.

При этом смену классического образа науки неклассическим, а последнего – постнеклассическим нельзя понимать упрощённо в том смысле, что каждый новый этап приводит к полному исчезновению представлений и методологических установок предшествующего этапа. Напротив, между ними существует преемственность.

С точки зрения соотношения таких приёмов познания, как анализ и синтез (опять же на материале естественных наук), можно выделить две крупные стадии:

1) аналитическая, куда входит – по предыдущей периодизации – классическое и неклассическое естествознание. Причём в последнем идёт постоянное и неуклонное нарастание «синтетической тенденции». Особенности этой стадии: непрерывная дифференциация наук; явное преобладание эмпирических знаний над теоретическими; акцентирование внимания, прежде всего на самих исследуемых предметах, а не на их изменениях, превращениях, преобразованиях; рассмотрение природы, по преимуществу неизменной, вне развития, вне взаимосвязи её явлений;

2) синтетическая, интегративная стадия, которая практически совпадает с постнеклассическим естествознанием. Ясно, что строгих границ между названными стадиями провести невозможно: во-первых, глобальной тенденцией является усиление синтетической парадигмы, во-вторых, всегда имеет место взаимодействие обеих тенденций при преобладании одной из них.

Поэтому в современном естествознании уже нет ни одной науки «в рафинированном чистом виде» и идёт процесс построения целостной науки о природе и единой науки о всей действительности в целом.