logo
Вопрос философия шпаргалки

32.Особенности неклассической науки

Науке как таковой предшествует преднаука, где зарождаются предпосылки науки. Зачатки знаний на Древнем Востоке, в Греции и Риме, в средние века (до 16—17в). Именно этот период чаще всего считают началом, исходным пунктом естествознания (и науки в целом) как систематического исследования реальной действительности. Наука как целостный феномен возникает в Новое время вследствие отпочкования от философии и проходит в своем развитии три основных этапа: классический, неклассический, постнеклассический.

Особенности развития неклассической теории обусловлены динамикой оснований науки, которые определяют стратегию научного поиска и во многом обеспечивают включение его результатов в культуру соответствующей исторической эпохи. В отличие от классических образцов обоснование теории в квантово–релятивистской физике предполагало экспликацию в изложении теории операциональной основы вводимой системы понятий”

Выделяемые различными авторами признаки, отличающие неклассическую науку от классической, обобщены и приведены Н.Т.Абрамовой. Это зависимость картины мира от целенаправленной деятельности субъекта, динамическая неустойчивость, замена математического эталона физическим, эволюционистская парадигма, смена описания объекта с необходимости на возможность, самоорганизация как динамический принцип.

развитие неклассической науки: открытие Ш. Кулоном закона притяжения электрических зарядов с противоположными знаками, введение английским химиком и физиком М. Фарадеем понятия электромагнитного поля, создание английским ученым Дж. Максвеллом математической теории электромагнитного поля. В конце 19 – нач. 20 в. становление квантовой механики явно показало зависимость физической реальности от наблюдений. Это привело к переформулировке классического принципа автономности объекта от средств познания и введению принципа дополнительности в каче­стве основного методологического средства.

Основные открытия: Пьер Кюри и Мария Склодовская-Кюри в 1898 г. открывают явление называют радиоактивности. В 1897 г. английский физик Дж. Томсон (1856-1940) открывает составную часть атома - электрон, создает первую модель атома. Но поистине революционный переворот в физической картине мира совершил великий физик-теоретик А. Эйнштейн, создавший специальную (1905) и общую (1916) теорию относительности, считая, что пространство и время органически связаны с материей и между собой. Тем самым задачей теории относительности становится определение законов четырехмерного пространства, где четвертая координата - время. Получает дальнейшее развитие генетика. Астрономы и астрофизики пришли к выводу, что Вселенная находится в состоянии непрерывной эволюции. Создается наука, нацеленная на изучение и освоение космического пространства – космонавтика и кибернетика. На основе достижений физики развивается химия, особенно в области строения вещества. Создаются такие химические дисциплины, как физикохимия, стереохимия, химия комплексных соединений, начинается разработка методов органического синтеза.

Основные принципы:

и распространению антисциентизма. Ценность научной рациональности ставится под сомнение.