logo
Вопрос философия шпаргалки

35.Дифференциация и интеграция в развитии науки. Неравномерность развития различных научных направлений и дисциплин.

Важнейшими тенденциями в развитии науки являются её дифференциация и интеграция. Эти тенденции заявляют о себе в разных формах и с различной степенью интенсивности, по сути, на всём протяжении существования науки.

Дифференциация науки

Дифференциация науки проявляется, прежде всего, в существовании огромного и все возрастающего числа специальных наук, в становлении новых научных дисциплин, в формировании новых научных направлений, подходов, концепций, теорий.

Дифференциация науки приводит к прогрессирующей специализации научных работников. В настоящее время физика, биология, история, социология и т. д. – это привычные названия большого числа весьма разнородных научных дисциплин. Так, например, физика включает в себя физику твёрдого тела, физику газов, физику жидкостей, физику плазмы, молекулярную физику, атомную физику, ядерную физику, физику элементарных частиц, физику магнетизма, оптику и т. д. и т. п. Аналогично обстоит и с математикой, химией, биологией и другими науками.

Причины и основания дифференциации науки

Дифференциация науки имеет преимущественно объективные и разнообразные причины и основания. Все типы оснований дифференциации науки, связаны между собой.

Итак, первый тип оснований дифференциации науки можно назвать онтологическим (или объектным) основанием. Содержание этого основания заключается в онтологическим разнообразии универсума, различные фрагменты которого являются объектами различных наук, их разделов, подразделов и т. п. Проникновение науки в глубины различных сфер действительности (в микромир, в мегамир, в многосложные структуры психики), открытие наукой всё новых предметных областей, знакомство учёных с многообразием культур прошлого и настоящего, столкновение науки с неисчерпаемо богатой виртуальной реальностью и т. п. неизбежно ведёт к формированию научных дисциплин и направлений.

Второй тип оснований дифференциации наук можно назвать гносеологическим, поскольку в данном случае дифференциация наук порождается не столько объективным многообразием универсума, сколько разнообразием познавательных подходов и задач, которые формируют и ставят перед собой субъект научного познания. Гносеологические основания дифференциации науки содержат в себе в качестве важного своего компонента методологические основания.

Ещё одним основанием дифференциации наук является всё возрастающее количество потребностей человека и общества. Это основание можно назвать поэтому «потребностным». Действительно, социальное развитие порождает всё новые потребности (потребность в быстром, экономическом, экологическом транспорте; потребность в передаче, хранении, преобразовании огромных массивов информации)

Говоря о дифференциации науки, следует отчётливо понимать, что она осуществляется в неразрывной связи с интеграцией науки.

Интегративные процессы в науке

Если онтологическим основанием дифференциации наук является онтологическая дифференциация универсума, существование его в виде множестве, многообразия различных, разнокачественных систем и процессов, то онтологическим основанием интеграции науки является единство универсума.

Некоторые формы интеграции науки

Так, появление новых научных дисциплин и научных направлений зачастую происходит на стыке уже имеющихся научных дисциплин и направлений. Следовательно, в этом случае дифференциация науки (появление научных дисциплин и направлений) является способом осуществления интеграции существующих научных дисциплин и направлений. Так, становление биохимии явилось формой интеграции, синтеза биологии и химии. Точно так же дело обстоит с геохимией. Мощным проявлением интегративных процессов в науке является создание подходов, которые применяются в нескольких, а иногда и во многих науках. Ярчайшим примером подхода такого рода является системный подход, элементы которого находят применение едва ли не во всех существующих науках.

Интегративные процессы в науке осуществляются также при постановке и в процессе решения комплексных научных проблем. Такие проблемы требуют для своего решения объединения усилий представителей различных наук. Такого рода проблемы могут относиться и к фундаментальной науке, и к науке прикладной. Примером фундаментальной комплексной проблемы может служить проблема происхождения жизни. Эту проблему невозможно уместить в рамках какой-то одной науки. Здесь есть поле для деятельности космологов и физиков, химиков и геологов, кибернетиков и биологов. Прикладных комплексных проблем очень много. По сути, любая социальная проблема для своего решения требует соединения усилий представителей экономической науки, социологов, юристов, политологов, психологов и т. д.

Проявлением интегративных процессов в науке является использование в различных науках общенаучной и философской терминологии. Более того, есть точка зрения, согласно которой интегративные процессы в науке должны привести, в конечном счете, к объединению всех наук в одну (единую, универсальную) науку. При этом, естественно должны исчезнуть границы между ныне существующими науками, должна быть выработана единая научная методология, единый научный язык и т. д тенденции в развитии науки, противоборствуя и стимулируя друг друга, будут сопровождать развитие науки и в будущем.

Развитие науки характеризуется диалектическим взаимодействием двух противоположных процессов – дифференциацией (выделением новых научных дисциплин) и интеграцией (синтезом знания, объединением ряда наук – чаще всего в дисциплины, находящиеся на их «стыке»). На одних этапах развития науки преобладает дифференциация (особенно в период возникновения науки в целом и отдельных наук), на других – их интеграция, что характерно для современной науки.

Разделение науки на отдельные области обусловлено различием природы вещей, закономерностей, которым последние подчиняются. Различные науки и научные дисциплины развиваются не независимо, а в связи друг с другом, взаимодействуя по разным направлениям. Одно из них – использование данной наукой знаний, полученных другими науками. «Ход мыслей, развитый в одной ветви науки, часто может быть применён к описанию явлений, с виду совершенно отличных.