43.Роль моделей в научном познании, их классификация.
Модели – могут быть материальными и идеальными. В идеальные входят математические и знаковые, иногда в качестве моделей теории модель – система замещает изучаемый объект. Модель в существенных свойствах сходна с изучаемым объектом. Изучая модель – получаем информацию об интересующем нас объекте. Принижение моделей вызывается тем, что изучение многих объектов, это опасное дорогостоящая и очень трудоёмкая процедура.
Материальные объекты (модели), действительно построенные модели, самолётов, судов, экономичность, удобство, лёгкость оперирования с ними. Пример – капельная модель ядра.
Идеальные объекты (модели). Математические: можно промоделировать эволюцию звезды, изменение количества особей в популяции; глобальные модели характеризующие человеческое общество, они были сделаны по заказу Римского клуба; демографический взрыв, ядерная проблема. Моделирование развивает метод аналогий – суть: изучая одну систему, можно опираться на опыт другой системы сходной. Модель замещает оригинал, и она может быть самой различной природы – модель внутреннего строения земли, эволюции галактики. Модели применяются очень широко и повсюду.
Из сказанного вытекает, что точность и совершенство математических конструкций является чем-то эмпирически недостижимым. Поэтому, для того, чтобы создать конструкт, мы должны произвести ещё одну модификацию нашего мысленного образа вещи. Мы не только должны трансформировать объект, мысленно выделив одни свойства и отбросив другие, мы должны к тому же выделенные свойства подвергнуть такому преобразованию, что теоретический объект приобретает свойства, которые в эмпирическом опыте не встречаются.
Математическая модель представляет собой абстрактную систему, состоящую из набора математических объектов. В самом общем виде под математическими объектами современная философия математики подразумевает множества и отношения между множествами и их элементами. Различия между отдельными объектами главными образом определяются тем, какими дополнительными свойствами (т. е. какой структурой) обладают рассматриваемые множества и соответствующие отношения.
Очевидно, ценность математической модели для конкретных наук и технических приложений состоит в том, что благодаря восполнению её конкретно-физическим или каким-либо другим предметным содержанием она может быть применена к реальности в качестве средства получения информации. С другой стороны, только благодаря тому, что нам удаётся подбирать такие объекты (процессы, явления), которые обладают способностью служить восполнением модели, мы можем посредством данной модели получить о них полезную информацию.
По существу, любая математическая структура (или абстрактная система) приобретает статус модели только тогда, когда удаётся констатировать факт определённой аналогии структурного, субстратного или функционального характера между нею и исследуемым объектам (или системой). Другими словами, должна существовать известная согласованность, получаемая в результате подбора и «взаимной подгонки» модели и соответствующего «фрагмента реальности». Для того, чтобы исследовать реальную систему, мы замещаем её (с точностью до изоморфизма) абстрактной системой с теми же отношениями; таким образом, задача становиться чисто математической. Например, чертёж может служить моделью для отображения геометрических свойств моста, а совокупность формул, положенных в основу расчёта размеров моста, его прочности, возникающих в нём напряжений и т. д., может служить моделью для отображения физических свойств моста.
Два типа математических моделей: модели описания и модели объяснения. Обращение к истории науки позволяет выделить два типа теоретических схем основанных на двух видах математических моделей, применяемых в конкретных науках и технических приложениях, - моделях описания и моделях объяснения.
Модель описания, не предполагает каких бы то ни было содержательных утверждений о сущности изучаемого круга явлений. Известно, что птолемеевская модель обеспечивала в течение почти двух тысяч лет возможность поразительно точного вычисления будущих наблюдений астрономических объектов.
Модели объяснения представляет собой качественно иной вид познавательных моделей. Речь идёт о тех случаях, когда структура объекта (или система) находит себе соответствие в математическом образе в силу внутренней необходимости. Здесь модель есть уже нечто большее, чем простая эмпирическая подгонка, ибо она обладает способностью объяснения
- 1. Предмет и основные проблемы истории науки.
- 2. Взаимоотношения истории науки и других исторических наук.
- 3. Взаимоотношения истории науки и философии науки.
- 4. Основные этапы развития истории науки. Современное состояние истории науки.
- 5. Философия науки как специализированная философская дисциплина. Место Философии науки в системе философии.
- 6. Основные проблемы философии науки
- 7. Основные этапы в развитии философии науки.
- 8.Современная западная философия науки (к. Поппер, и. Лакатос, т. Кун, п. Фейерабенд и др.).
- 9.Современная отечественная философия науки (в.С. Стёпин, п.П. Гайденко, л.А. Микешина, в.В. Ильин, а. Л. Никифоров, с. А. Лебедев и др).
- 10.Взаимоотношения философии науки и науковедения, социологии науки, психологии научного творчества.
- 11.Аспекты бытия науки: система знаний, академическая система и социальный институт, вид деятельности.
- 12. Субъект, объект и предмет научного познания.
- 13. Критерии научности (логические, эмпирические, другие). Идеалы и нормы научности.
- 14. Особенности языка науки.
- 15.Наука и вненаучные формы познания и знания.
- 16. Наука как феномен культуры. Культурно-историческое многообразие форм бытия науки.
- 17. Наука и философия.
- 18. Наука и искусство.
- 19.Наука и религия.
- 20. Наука и политика.
- 21. Наука и экономика
- 22. Формы организации науки: научное сообщество, научная школа, научное направление.
- 23. Социальные характеристики научной профессии.
- 24.Философские и социальные аспекты интеллектуальной собственности.
- 25. Наука и техника.
- 26. Наука и образование.
- 27.Онтологические, гносеологические, социокультурные основания многообразия наук. Проблема классификации наук.
- 28. Проблематика единства наук.
- 29. Вопрос о «начале» науки. Наука и преднаука.
- 30. Основные этапы в развитии науки. Исторические типы научной рациональности.
- 31.Основные характеристики классической науки.
- 32.Особенности неклассической науки
- 33.Своеобразие постнеклассической науки
- 34. Движущие силы развития науки. Внутренние и внешние детерминанты развития науки.
- 35.Дифференциация и интеграция в развитии науки. Неравномерность развития различных научных направлений и дисциплин.
- 36. Преемственность и инновации в развитии научного знания. Традиции в развитии науки, стили научного мышления и творчество в науке.
- 37.Эволюция и революция в развитии науки
- 38.Современный этап в развитии науки: достижения, проблемы, тенденции и перспективы.
- 39.Уровни научного знания. Соотношения эмпирического и теоретического уровней научного познания и знания.
- 40.Понятие метода научного познания. Уровни методологии научного познания. Специальнонаучные и общенаучные методы познания.
- 41. Методы и средства эмпирического познания: наблюдение, эксперимент, измерение. Роль приборов в современном научном познании.К эмпирическим методам относятся: наблюдение, эксперимент, измерение.
- 42.Методы и средства теоретического познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение и классификация, абстрагирование и идеализация, формализация и аксиоматизация.
- 43.Роль моделей в научном познании, их классификация.
- 44. Методология естественных наук.
- 45.Методология логико-математических наук.
- 46.Методология технических наук.
- 48.Методология социально-экономических наук.
- 49. Методология гуманитарных наук.
- 50. Формы научного знания: факт, эмпирическое обобщение, проблема, гипотеза, идея, закон, аксиома, теорема.
- 51.Высшие формы систематизации научного знания: теория, концепция, научная картина мира.
- 52.Взаимоотношения фундаментальной и прикладной науки.
- 53.Проблема научного прогнозирования будущего. Типы и методы прогнозирования.
- 54. Наука как ценность. Социальные и культурогенные функции науки. Противоречивость социальных последствий внедрения научных достижений. Сциентизм и антисциентизм.
- 55.Проблема истины в науке. Основные концепции истинности научного знания (классическая, когерентная, прагматистская, конвенционалистская). Верфикационизм. Фальсификационизм.
- 56. Этика науки. Свобода научного творчества и нравственная ответственность научных работников. Необходимость ценностно-смысловых ориентаций научного творчества на современном этапе развития науки.
- 57. Эстетика науки.