logo
Вопрос философия шпаргалки

7. Основные этапы в развитии философии науки.

Философское постижение науки представлено многообразием существенно различающихся подходов.

Философия науки как специализированная философская дисциплина сложилась относительно недавно. Становление её более или менее зрелых форм следует отнести ко 2-ой половине 19 – ого столетия. При этом имеется в виду, в первую очередь, соответствующие разработки позитивистов, неокантианцев и прагматистов. Именно с этих разработок, с исследований Э. Маха, Ч.С. Пирса, начинается собственно история философии науки. В это время формируется специфическая проблематика философии науки. Вырабатывается собственный понятийный ряд этой философской дисциплины. В частности, в трудах философов, ставящих в центр своего внимания науку, значительное место занимает тогда обсуждение такой формы научного знания, как теория (её состава, строения, функций). Специально анализируются также другие формы научного знания: закон, факт, гипотеза. Философия науки становится признанной и авторитетной областью философских исследований. В крупных университетах открываются кафедры философии науки, появляются специализированные журналы, выходят фундаментальные сочинения соответствующей тематики. Философия науки живо откликается на крупнейшие достижения и проблемы науки. Так, например, множество философских исследований было посвящено революционным достижениям естествознания конца 19-ого начала 20-ого столетий: открытие сложного строения атома, создание теории относительности, формулировка квантовой теории.

В своём развитии философия науки прошла ряд этапов. В частности, следует иметь в виду особую стадию в развитии науки, когда преимущественное внимание в ней уделялось анализу имеющегося («готового») научного знания, анализу языка науки, исследованию логики науки. В это время исследователи незначительное внимание уделяли социокультурному контексту развития научного знания. Этот этап в развитии философии науки наиболее весомо представлен исследованиями авторов неопозитивистского направления (М. Шлик, Р. Карнап, Г. Рейхенбах, ранний Л. Витгенштейн, Б. Рассел и др.). Неопозитивистский этап в развитии философии науки можно датировать двадцатыми-пятидесятыми годами двадцатого столетия.

На смену неопозитивистскому этапу в развитии философии науки пришёл этап условно называемый постпозитивистским. Характерными чертами постпозитивистского подхода являются: а) подчёркивание роли социокультурных факторов в развитии науки, б) возрастание интереса исследователей к истории науки, в) стремление учитывать вклад в познание субъективного фактора. Этот этап представлен многими авторитетными исследователями. Среди них – К. Р. Поппер, Т. Кун, П. Фейерабенд, И. Лакатос. Проблематика философии науки активно разрабатывалась также многими отечественными авторами (Л.А. Микешиной, В.С. Стёпиным, др.).

Активно развивается философия науки и в наши дни. В наше время – постмодернистская философия науки.

Понятно, что зрелые формы философии науки не могли появиться на пустом месте. Им предшествовали исследования науки многих выдающихся философов прошлого. Эти исследования следует отнести к предыстории философии науки.

Так, уже Аристотель (384-322 гг. до н.э.) анализирует ряд серьёзнейших проблем, относящихся к предметной области философии науки. В частности, в его сочинениях представлена классификация наук. Он совершенно отчётливо формулирует принципиальное различие между предметами физики (естествознания) и математики.

У. Оккам (1280-1349) – мыслитель, в некотором смысле завершивший развитие средневековой философии, подчеркнул значимость для научного познания эмпирических исследований. Научно знать, полагает он, можно лишь то, что удостоверяемо опытом. Опыт и логика, указывал он, позволяет установить верные соотношения между изучаемой реальностью и содержанием научных утверждений.

Ёще более акцентированное внимание уделяют науке основоположники философии Нового времени: Ф. Бэкон (1561-1626), Р. Декарт (1596-1650). Особую настойчивость они проявляли в поиске истинно научного метода познания, т.е. такого метода познания, применение которого гарантированно приводило бы исследователя к достижению истины. Правда их мнения по этому поводу существенно различались: Бэкон видел этот метод преимущественно в опыте и индукции, а Декарт - в дедукции и интуиции.

Г.В. Лейбниц (1646-1716) был убеждён в возможности и необходимости создания универсальной (всеобщей) науки. Путь к ней – это аналитика, посредством которой устанавливается перечень исходных понятий и аксиом, и комбинаторика, с помощью которой конструируются сложные научные понятия и суждения.

Существенный вклад в осмысление науки внёс И. Кант (1724-1804), предложивший оригинальный вариант обоснования всеобщего и необходимого характера фундаментальных составляющих научного знания (законов науки в частности).

Французский мыслитель, один из основоположников позитивизма, О. Конт (1798-1857), стремился осуществить интеграцию научного знания на основе распространения законов физики на предметные области других наук, предложил широко известную классификацию наук.