logo
Вопрос философия шпаргалки

23. Социальные характеристики научной профессии.

Выявление специфики социальной системы науки предполагало её глубокую укоренённость в более широком культурном образовании, и областью социологии, наиболее близкой к социологии науки, стала социология профессий, которая отталкивалась от образцов профессионального поведения, институционально закреплённых в деятельности ремесленных цехов, купеческих гильдий и т.п.

Эти образцы были хорошо изучены историками и вполне допускали социологическую интерпретацию. Профессия объединяла в цехе людей, лично свободных от крепостной зависимости или службы, то есть способных самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность перед цеховым сообществом.

Социологи науки были обязаны продемонстрировать наличие в научной профессии весьма эффективной информационной и коммуникационной инфраструктуры. Благодаря ей, можно говорить, что все профессионалы не просто стремятся к достижению общей цели, а работают координировано над умножением одного и того же культурного массива, корпуса научного знания, о способах «удостоверения» которого в каждый момент времени они имеют возможность придти к соглашению.

Наконец, нужно было найти эмпирический объект, на котором можно исследовать всю совокупность основных характеристик научной профессии, включая и соответствующие информационные связи. Наука в целом по определению не могла выступать в качестве такого объекта, поскольку регулярная оперативная коммуникация между сообществами, к примеру, химиков и филологов, просто отсутствует. Областью, в которой подобную коммуникацию имеет смысл искать, могло быть сообщество исследователей, связанных между собой содержательно.

Эти культурно объединённые исследовательские системы, традиционно называемые дисциплинарными сообществами, и были избраны в качестве основного объекта, или, в методологических терминах, основной единицы анализа. рассмотрим на основе этой единицы анализа главные характеристики научной профессии.

Специфика научной профессии проявляется в первую очередь в том, что её культурная составляющая – совокупность специальных знаний – в своих многочисленных ипостасях и проявлениях заключает главное её содержание. Продукт науки, который в глазах общества предстаёт как «научное знание», это не данные какого-либо отдельного исследования, а результат работы целой фабрики переработки первичной исследовательской информации, её экспертизы, теоретического и методологического анализа, системной обработки и т. п Массив дисциплинарной публикации чётко организован, что даёт возможность каждому участнику работать с относительно небольшим фрагментом знания и свой вклад оформлять достаточно экономно.

Для новичка в дисциплине оказывается необходимым обязательное прохождение всех этапов, начиная с учебников. Для специалиста, желающего сменить направление исследований внутри одной и той же области, эта потребность ограничивается содержанием блока статей или обзора.

Таким образом, корпус культуры научной профессии, совокупность её специальных знаний играет особую роль в существовании и развитии социальной системы науки.

По мере развития общества становится всё больше специальностей, интеллектуальная составляющая которых требует первичной подготовки, и одновременно меняются представления о содержании, сроках и формах такого рода подготовки. Научная профессия никогда не могла конкурировать с другими специальностями ни по уровню своего материального вознаграждения, ни по престижности. Может быть, единственным преимуществом учёного-профессионала является возможность заниматься своим любимым делом. В конце XX века ситуация существенно изменилась. Внешние новые проблемы выглядели как старение научных кадров (точнее, неблагоприятное изменение их возрастной структуры) и «пресловутая утечка мозгов». Обе эти проблемы оказались в центре внимания и институтов мирового научного сообщества, так как интенсивность исследований стала существенно замедляться из-за старения «населения» науки. Анализ показал, что во-первых, они тесно связаны между собой и, во-вторых, чисто финансовые вливания или увеличение выпуска аспирантов оказываются малоэффективными.

Можно сказать, что в структуре кадрового потенциала стран – доноров непропорционально растёт удельный вес двух категорий учёных: тех, кто учит (старшие возраста), и тех, кто учится (молодёжь 25-28 лет). А вымываются прежде всего кадры наиболее продуктивного возраста (28-43 года) – те, кто должен работать.

Механизмы научного признания, ответственные за социальное здоровье научного сообщества, действуют параллельно по двум линиям. Первая из них выражается в том, что заслуги члена научного сообщества находят признание в накоплении его профессионального статуса, что выражается в присуждении различного рода почётных наград и званий, избрании на общественные посты в профессиональных обществах и т.д.

Вторая линия признания отражает активность учёного в процессах, определяющих деятельность научного сообщества в данный момент, актуальную «заметность» профессионала. Институты дисциплинарной коммуникации обеспечивают возможность оперативно доводить этот показатель до научного сообщества. Результатом признания этой деятельности является расширение возможности получать исследовательские субсидии или гранты, приток аспирантов (они приносят плату за обучение или гранты университету), приглашение к участию в престижных проектах и т. п. Тем самым поощряется работа на научное сообщество.

В целом научная политика постепенно начинает строиться так, чтобы привить обществу сознание того, что риск, связанный с развитием науки и техники, неотделим от её достижений. Придётся свыкнуться с мыслью, что блага, которые несёт с собой развитие науки и техники, являются относительными. Но и развитие инновационного комплекса не является стихийным, неизбежным процессом. Общество может регулировать этот процесс, и в конечном счёте за ним остаётся выбор – финансировать ли новые достижения инновационного комплекса и связанный с ними новый уровень благосостояния и новый уровень риска или отказаться от каких-то направлений поиска.