logo
Вопрос философия шпаргалки

9.Современная отечественная философия науки (в.С. Стёпин, п.П. Гайденко, л.А. Микешина, в.В. Ильин, а. Л. Никифоров, с. А. Лебедев и др).

Степин Вячеслав Семёнович

С. внёс существенный вклад в исследования проблем методологии науки и теории познания. В 70 – 80 – е им была разработана перспективная концепция структуры и генезиса научной теории, имеющая широкий круг приложений в методологии естественных и технических наук; была открыта и описана ранее неизученная операция построения теории (конструктивного введения теоретических объектов), что позволило решить проблему формирования в составе теории парадигмальных образцов решения задач. В рамках этой концепции С. Была раскрыта структура оснований науки (научная картина мира; идеалы и нормы исследования), показана их взаимосвязь с теориями и опытом, их функции в научном поиске. Проанализировал соотношение универсалий культуры и философских категорий, выясняя механизмы генерации в культуре новых категориальных структур, обеспечивающих понимание различных типов системных объектов. Разработал концепцию типов цивилизационного развития и типов научной рациональности, возникающих на разных стадиях развития.

Гайденко Пиама Павловна

специалист по истории философии, науки и культуры; Занималась преимущественно историей новой философии, особенно немецким идеализмом, а также современной зарубежной философией. В центре внимания Г. – проблемы человека, истории и культуры. Исследование экзистенциональной философии приводят её к убеждению, что историк философии не может ограничиваться лишь историей проблем, но обязательно должен увидеть судьбы живых людей прошлого, для к-ых та или иная проблема оборачивается судьбой. Отношение к истории мысли как к драме идей и человеческой драме требует специфического жанра исследования – своего рода филос. биографии.

Микешина Людмила Александровна

специалист по философии и методологии науки, д-р филос. наук, проф. В трудах М. исследуются общие закономерности социальной детерминации познания, ценностные отношения как вид социальной детерминации познания, проблемы метода как объекта ценностного отношения, система критериев его оценки; проблемы стиля научного мышления, его роли в социальной детерминации познания; научная картина мира как мировоззренческая форма знания; роль субъекта в социальной детерминации познания;, проблема как форма научного знания, метод экстраполяции, метод конвенций в социально-гуманитарном познании; специфика философского познания; соотношение веры, знания, понимания; гносеологические следствия проблемы искусственного интеллекта

Ильин Виктор Васильевич

В трудах И. исследуются проблемы филос. категорий (в частности, предлагается концепция подсистемы атрибутов в явлении и сущности), анализируется специфика качественного и количественного методов иссл.; выдвигается идея гносеол. негеоцентризма; исследуются соц.- аспекты развития техники.

В работах И. предлагается концепция генезиса науки; формирование науки рассматривается как многоплановый процесс; проблема критериев научности понимается как проблема становления предметных типов знаний, удовлетворяющих требованиям непротиворечивости, полноты, независимости (для наук логико-матем. цикла), «внутреннего совершенства» и «внешнего оправдания» (для естествознания), общесоциол. повторяемости и антропологической адекватности (для гуманит. наук). Предлагается модель морального сознания. Обосновывается функциональная концепция власти.

Никифоров Александр Леонидович

В работах Н. анализируется развитие филос. науки от логич. позитивизма до П. Фейерабенда, выявляются такие тенденции в этом процессе, как постепенный отказ от демаркационизма; реабилитация традиц. филос.; переход от анализа языка науки к анализу её истории и др. Предлагается определение понятия науч. рациональности; строится семантическая концепция понимания; исследуется природа философ. знания и специфика филос. творчества; разрабатывается концепция деятельности и творчества. В последние годы занимается проблемами личности, смысла жизни, будущего развития России, природы филос. знания.

Лебедев Сергей Александрович

Работы Л. посвящены четырём разделам филос. науки: методологии науки, филос. проблемам математики, взаимосвязи филос. и науки, социол. науки. В обл. методол. науки на примере индукции показана логика развития этого метода познания от античности до наших дней, влияние когнитивного и соц. контекста эпохи на изменение представлений о сущности и возможностях индуктивного метода, обосновывается необходимость различения в совр. методол. науки двух принципиально разл. видов «индукции»: традиц её понимания – индукции (движения мысли от частного к общему) и совр. – индукции (оценка степени частичной выводимости между двумя разл. высказываниями или двумя системами высказываний любой природы). При этом обосновывается их несводимость друг к другу и одинаковая правомерность использования термина «индукция» в обоих случаях. В обл. филос. проблем математики на примере эволюции геометрии раскрыты осн. закономерности развития матем. знания, показана взаимосвязь внутр. (собственно матем.) и социокультурных факторов и, в частности, существенное влияние филос. на развитие математики. В работах Л. иссл. общий механизм и формы взаимосвязи филос. и частно-науч. знания. В качестве внутр. связующего звена филос. и науки выступает такое диалектич., «кентавровое» по своей природе, когнитивное образование, как «филос. основания науки» и «филос. проблемы науки», составляющие спец. предмет иссл. такой обл. знания, как «философия науки».

Финогентов Валерий Николаевич

Им построена модель темпоральности универсума. В этой модели выделяются три уровня бытия: бытиё бесконечного как такового; бытиё конечного как такового; бытиё конечного, фундированное бесконечным. Каждому уровню бытия, полагает он, свойственен качественно своеобразный тип (уровень) процессуальности: хаотическая процессуальность, слитая с абсолютным покоем бесконечного как такового; функционирование конечного как такового; развитие (инновационная процессуальность) конечного, фундированного бесконечным. Хаос – абсолютный покой, считает он, мгновенен и вечен; функционирование характеризуется однородным и обратимым временем-длительностью; развитие - необратимым и многоформенным временем.