9.Современная отечественная философия науки (в.С. Стёпин, п.П. Гайденко, л.А. Микешина, в.В. Ильин, а. Л. Никифоров, с. А. Лебедев и др).
Степин Вячеслав Семёнович
С. внёс существенный вклад в исследования проблем методологии науки и теории познания. В 70 – 80 – е им была разработана перспективная концепция структуры и генезиса научной теории, имеющая широкий круг приложений в методологии естественных и технических наук; была открыта и описана ранее неизученная операция построения теории (конструктивного введения теоретических объектов), что позволило решить проблему формирования в составе теории парадигмальных образцов решения задач. В рамках этой концепции С. Была раскрыта структура оснований науки (научная картина мира; идеалы и нормы исследования), показана их взаимосвязь с теориями и опытом, их функции в научном поиске. Проанализировал соотношение универсалий культуры и философских категорий, выясняя механизмы генерации в культуре новых категориальных структур, обеспечивающих понимание различных типов системных объектов. Разработал концепцию типов цивилизационного развития и типов научной рациональности, возникающих на разных стадиях развития.
Гайденко Пиама Павловна
специалист по истории философии, науки и культуры; Занималась преимущественно историей новой философии, особенно немецким идеализмом, а также современной зарубежной философией. В центре внимания Г. – проблемы человека, истории и культуры. Исследование экзистенциональной философии приводят её к убеждению, что историк философии не может ограничиваться лишь историей проблем, но обязательно должен увидеть судьбы живых людей прошлого, для к-ых та или иная проблема оборачивается судьбой. Отношение к истории мысли как к драме идей и человеческой драме требует специфического жанра исследования – своего рода филос. биографии.
Микешина Людмила Александровна
специалист по философии и методологии науки, д-р филос. наук, проф. В трудах М. исследуются общие закономерности социальной детерминации познания, ценностные отношения как вид социальной детерминации познания, проблемы метода как объекта ценностного отношения, система критериев его оценки; проблемы стиля научного мышления, его роли в социальной детерминации познания; научная картина мира как мировоззренческая форма знания; роль субъекта в социальной детерминации познания;, проблема как форма научного знания, метод экстраполяции, метод конвенций в социально-гуманитарном познании; специфика философского познания; соотношение веры, знания, понимания; гносеологические следствия проблемы искусственного интеллекта
Ильин Виктор Васильевич
В трудах И. исследуются проблемы филос. категорий (в частности, предлагается концепция подсистемы атрибутов в явлении и сущности), анализируется специфика качественного и количественного методов иссл.; выдвигается идея гносеол. негеоцентризма; исследуются соц.- аспекты развития техники.
В работах И. предлагается концепция генезиса науки; формирование науки рассматривается как многоплановый процесс; проблема критериев научности понимается как проблема становления предметных типов знаний, удовлетворяющих требованиям непротиворечивости, полноты, независимости (для наук логико-матем. цикла), «внутреннего совершенства» и «внешнего оправдания» (для естествознания), общесоциол. повторяемости и антропологической адекватности (для гуманит. наук). Предлагается модель морального сознания. Обосновывается функциональная концепция власти.
Никифоров Александр Леонидович
В работах Н. анализируется развитие филос. науки от логич. позитивизма до П. Фейерабенда, выявляются такие тенденции в этом процессе, как постепенный отказ от демаркационизма; реабилитация традиц. филос.; переход от анализа языка науки к анализу её истории и др. Предлагается определение понятия науч. рациональности; строится семантическая концепция понимания; исследуется природа философ. знания и специфика филос. творчества; разрабатывается концепция деятельности и творчества. В последние годы занимается проблемами личности, смысла жизни, будущего развития России, природы филос. знания.
Лебедев Сергей Александрович
Работы Л. посвящены четырём разделам филос. науки: методологии науки, филос. проблемам математики, взаимосвязи филос. и науки, социол. науки. В обл. методол. науки на примере индукции показана логика развития этого метода познания от античности до наших дней, влияние когнитивного и соц. контекста эпохи на изменение представлений о сущности и возможностях индуктивного метода, обосновывается необходимость различения в совр. методол. науки двух принципиально разл. видов «индукции»: традиц её понимания – индукции (движения мысли от частного к общему) и совр. – индукции (оценка степени частичной выводимости между двумя разл. высказываниями или двумя системами высказываний любой природы). При этом обосновывается их несводимость друг к другу и одинаковая правомерность использования термина «индукция» в обоих случаях. В обл. филос. проблем математики на примере эволюции геометрии раскрыты осн. закономерности развития матем. знания, показана взаимосвязь внутр. (собственно матем.) и социокультурных факторов и, в частности, существенное влияние филос. на развитие математики. В работах Л. иссл. общий механизм и формы взаимосвязи филос. и частно-науч. знания. В качестве внутр. связующего звена филос. и науки выступает такое диалектич., «кентавровое» по своей природе, когнитивное образование, как «филос. основания науки» и «филос. проблемы науки», составляющие спец. предмет иссл. такой обл. знания, как «философия науки».
Финогентов Валерий Николаевич
Им построена модель темпоральности универсума. В этой модели выделяются три уровня бытия: бытиё бесконечного как такового; бытиё конечного как такового; бытиё конечного, фундированное бесконечным. Каждому уровню бытия, полагает он, свойственен качественно своеобразный тип (уровень) процессуальности: хаотическая процессуальность, слитая с абсолютным покоем бесконечного как такового; функционирование конечного как такового; развитие (инновационная процессуальность) конечного, фундированного бесконечным. Хаос – абсолютный покой, считает он, мгновенен и вечен; функционирование характеризуется однородным и обратимым временем-длительностью; развитие - необратимым и многоформенным временем.
- 1. Предмет и основные проблемы истории науки.
- 2. Взаимоотношения истории науки и других исторических наук.
- 3. Взаимоотношения истории науки и философии науки.
- 4. Основные этапы развития истории науки. Современное состояние истории науки.
- 5. Философия науки как специализированная философская дисциплина. Место Философии науки в системе философии.
- 6. Основные проблемы философии науки
- 7. Основные этапы в развитии философии науки.
- 8.Современная западная философия науки (к. Поппер, и. Лакатос, т. Кун, п. Фейерабенд и др.).
- 9.Современная отечественная философия науки (в.С. Стёпин, п.П. Гайденко, л.А. Микешина, в.В. Ильин, а. Л. Никифоров, с. А. Лебедев и др).
- 10.Взаимоотношения философии науки и науковедения, социологии науки, психологии научного творчества.
- 11.Аспекты бытия науки: система знаний, академическая система и социальный институт, вид деятельности.
- 12. Субъект, объект и предмет научного познания.
- 13. Критерии научности (логические, эмпирические, другие). Идеалы и нормы научности.
- 14. Особенности языка науки.
- 15.Наука и вненаучные формы познания и знания.
- 16. Наука как феномен культуры. Культурно-историческое многообразие форм бытия науки.
- 17. Наука и философия.
- 18. Наука и искусство.
- 19.Наука и религия.
- 20. Наука и политика.
- 21. Наука и экономика
- 22. Формы организации науки: научное сообщество, научная школа, научное направление.
- 23. Социальные характеристики научной профессии.
- 24.Философские и социальные аспекты интеллектуальной собственности.
- 25. Наука и техника.
- 26. Наука и образование.
- 27.Онтологические, гносеологические, социокультурные основания многообразия наук. Проблема классификации наук.
- 28. Проблематика единства наук.
- 29. Вопрос о «начале» науки. Наука и преднаука.
- 30. Основные этапы в развитии науки. Исторические типы научной рациональности.
- 31.Основные характеристики классической науки.
- 32.Особенности неклассической науки
- 33.Своеобразие постнеклассической науки
- 34. Движущие силы развития науки. Внутренние и внешние детерминанты развития науки.
- 35.Дифференциация и интеграция в развитии науки. Неравномерность развития различных научных направлений и дисциплин.
- 36. Преемственность и инновации в развитии научного знания. Традиции в развитии науки, стили научного мышления и творчество в науке.
- 37.Эволюция и революция в развитии науки
- 38.Современный этап в развитии науки: достижения, проблемы, тенденции и перспективы.
- 39.Уровни научного знания. Соотношения эмпирического и теоретического уровней научного познания и знания.
- 40.Понятие метода научного познания. Уровни методологии научного познания. Специальнонаучные и общенаучные методы познания.
- 41. Методы и средства эмпирического познания: наблюдение, эксперимент, измерение. Роль приборов в современном научном познании.К эмпирическим методам относятся: наблюдение, эксперимент, измерение.
- 42.Методы и средства теоретического познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение и классификация, абстрагирование и идеализация, формализация и аксиоматизация.
- 43.Роль моделей в научном познании, их классификация.
- 44. Методология естественных наук.
- 45.Методология логико-математических наук.
- 46.Методология технических наук.
- 48.Методология социально-экономических наук.
- 49. Методология гуманитарных наук.
- 50. Формы научного знания: факт, эмпирическое обобщение, проблема, гипотеза, идея, закон, аксиома, теорема.
- 51.Высшие формы систематизации научного знания: теория, концепция, научная картина мира.
- 52.Взаимоотношения фундаментальной и прикладной науки.
- 53.Проблема научного прогнозирования будущего. Типы и методы прогнозирования.
- 54. Наука как ценность. Социальные и культурогенные функции науки. Противоречивость социальных последствий внедрения научных достижений. Сциентизм и антисциентизм.
- 55.Проблема истины в науке. Основные концепции истинности научного знания (классическая, когерентная, прагматистская, конвенционалистская). Верфикационизм. Фальсификационизм.
- 56. Этика науки. Свобода научного творчества и нравственная ответственность научных работников. Необходимость ценностно-смысловых ориентаций научного творчества на современном этапе развития науки.
- 57. Эстетика науки.