logo
Вопрос философия шпаргалки

15.Наука и вненаучные формы познания и знания.

Наука – обычно: сфера человеческой деятельности, имеющая своей целью сбор, накопление, классификацию, анализ, обобщение, передачу и использование достоверных сведений, построение новых или улучшение существующих теорий, позволяющих адекватно описывать природные (естественные науки, естествознание) или общественные (гуманитарные науки) процессы и прогнозировать их развитие.

Наука – творческая деятельность по получению нового знания и результат этой деятельности: совокупность знаний (преимущественно в понятийной форме), приведённых в целостную систему на основе определённых принципов, и процесс их воспроизводства. Собрание, сумма разрозненных, хаотических сведений не есть научное знание. Как и другие формы познания, наука есть социокультурная деятельность, а не только «чистое знание».

Для характеристики ненаучных знаний, исследующих непонятные, тайные явления, применяется разная терминология. Так существует термин «изотерические знания», существует понятие «квазинаучное знание» (от латинского guasi – нечто, как бы) – как бы научное знание, наконец существует категория «паранаука», «паранаучное знание» (от греческого para – возле, мимо, вне) – околонаучное знание

Паранаука – околонаука. Историческая фаза развития науки, система воззрений, сформированная до становления её доказательной и верифицированной базы.

Паранаука – (от греч. Para – около, возле, при) – термин, обозначающий многообразие сопутствующих науке идейно теоретических учений и течений, существующих за её пределами, но связанных с нею определённой общностью проблематики или методологии.

Существует мнение относить к паранаучным знаниям всё, что касается непонятных, но реально существующих природных и социальных феноменов. В связи с этим ярким представителем паранауки является астрология. Она построена на существовании вполне реального и доказанного наукой факта влияния небесных светил на происходящие на Земле события.

Однако астрология деформирует данную идею в направлении обоснования не физического, а какого-то другого воздействия космоса на судьбы людей. В рамках этой разновидности паранауки разрабатываются всевозможные объяснительные схемы, связывающие местоположение небесных светил и поведения людей по принципу «звёзды не лгут».

Другой разновидностью паранауки является уфология. Здесь имеют место попытки объяснения природных, атмосферных аномалий (появление движущихся объектов разной формы и конфигурации, ведущих себя вопреки известным физическим законам) вариантами возможных встреч земной цивилизации с другими, внеземными проявлениями жизни и разума. «По мнению уфологов, процент природных явлений, не поддающихся естественной интерпретации, составляет около 25 %, а по мнению учёных, всего 2-3%».

Сегодня эксперты выделяют следующие виды квазинаучного творчества: первый тип связан с отказом от важнейших требований и принципов науки: нерасходимостью с существующими фундаментальными законами (в частности, с законом сохранения и превращения энергии), требованием эмпирической проверяемости гипотез и выводов. В результате не прекращаются поиски в направлении создания вечного двигателя, обосновывается возможность сверхсветовых перемещений, возвращение назад во времени, появляются очередные «опровержения» специальной теории относительности, заявляется существование снежного человека, лохнесского чудовища и др.

Второй тип квазинаучного творчества связан с допущением естественного существования потусторонних, мистических сил (мирового космического разума, таинственного воздействия разного вида энергий и др.). В связи с этим высказываются утверждения о существовании взаимодействия нашей человеческой цивилизации с внеземными цивилизациями, таинственных явлений психики и т. д.

Лженаука – область знания, берущая начало в информатике и теории управления, использующая результаты статистики, психологии, метафизики, марксизма. Лженаука выделяет, собирает систематизирует и презентует актуальные (действующие) методы обмана, лжи, манипуляции и пропаганды, то есть является, в общем смысле, прикладной частью теории управления.

Во вненаучное познание можно включить девиантную науку. Девиация – отклоняющееся поведение. Девиантная наука – исследования противопоставляющие себя имеющейся парадигме. Она нацелена на совершение переворота в той или иной науке. Пример девиантной науки – труды академика Фоменко. Отличие квазинауки и лженауки. Квазинаука – нечто похожее на науку, может быть наукой. Лженаука – подделка под науку, явно подчёркивает отличие науки от ненауки.