logo
Вопрос философия шпаргалки

54. Наука как ценность. Социальные и культурогенные функции науки. Противоречивость социальных последствий внедрения научных достижений. Сциентизм и антисциентизм.

Наука как ценность

Наука как ценность, кроме своих собственно научных функций: предсказание, объяснение, наука является социальной, она существует в обществе и влияет на общество. Наука может быть рассмотрена с аксиологической точки зрения. Ценности науки. Древний Египет – герметическое знание, наука распространялась, только среди высших слоёв. Знание - повышало статус человека. Понятие джентльмен и леди в Англии, ассоциировались с образованием; какими – бы богатыми не были, без образования не признавались в обществе.

Наука как ценность для человека дающая определённый статус.

Реальное положение, которое имел учёный в обществе и то положение, которое ему давала наука.

В 18 веке в Германии человек мог занимаясь наукой, кормить себя (Кант). По болонской системе пять этапов

1) начальное образование

2) бакалавр

3) магистр

4) докторантура

5) защита докторской диссертации

Отношение к учёному и к науке в обществе в массовом сознании

Насколько престижно заниматься наукой; 20 – ый век учёный не самая доходная профессия; В массовом сознании учёный в роли учёного безумца; исходно наука вне ценностная; то что является ценностью для учёного, может быть анти ценностью для общества.

Социальные и культурогенные функции науки

Общественное сознание – некий средний мировоззренческий уровень; Наука как мировоззренческая доминанта фигурирует в 17 в. Бекон, Локк, Декарт. Лозунг Бекона: знание – сила. Потом эту идею подхватили французские просветители; наука как мировоззренческая доминанта очень сложна. Мировоззрения, четко проводим границы между тем, что мы знаем и тем, что нет. Ряд фундаментальных вопросов: происхождение вселенной, жизни человека не имеют с научной точки зрения ответа. На те вопросы, когда наука не может дать ответа – даёт ответ религия.

Квазинаука похожа на науку технологиями, как только мы уносим знания из одной области; возникает квазинаука. Возникновение постнеклассической науки ответ на требование синтетической Н.К.М.

Противоречивость социальных последствий внедрения научных достижений.

Структурные элементы мировоззрения не зависящие от науки.

  1. Система ценностей

2) Моральные нормы

3) Мотивация поведения

Не связаны с наукой можно ли говорить об общественно легимитимации общественной нормы.

Наука не может вторгнуться в проблему личности; ряд вопросов в области этики ставит наука, с дальнейшими изменениями организма и его дальнейшего использования: клонирование, трансплантации органов, генетическое усовершенствование, использование стволовых клеток, проблема замены органов человека синтетическими органами, проблема смерти; границы естественной смерти. Все эти проблемы поставила наука, но она не может ответить на них, кто даст ответы. Фукуяма считает что общество. Однозначно надо запрещать на государственном уровне некоторые научные исследования. Вопросы – что является человеком, с точки зрения Локка – все люди равны при рождении, Фукуяма говорит, где личность рассматривается как идеал – есть возможность решения этих вопросов. В других странах, где к человеку относятся не как к личности, этого решения нет. Хабермас Юрген германский мыслитель обсуждая проблемы биоэтики, он замечает что при обсуждении этих проблем, не хватает религиозной точки зрения; надо дать слово религии, наука не может дать ответ. Он говорит о коммуникациях между представителями различных мыслей; Учёный интеллектуал, эксперт; мыслители использующие религиозное мышление.

Сущность социальных и внутринаучных ценностей:

Социальные ценности – существуют на уровне общества в целом. Классификация социальных ценностей: Материальные (человеческие потребности в пище, жилье, одежде, стремление к благополучию); Духовные: - научные (истина); - эстетические (красота); - нравственные (добро, справедливость); - религиозные. Социальные ценности современного российского общества: Экономические: частная собственность; рыночные отношения; деньги. Социально-политические: свобода слова, печати, критики, собраний; социальная стабильность. Духовные: научная рациональность; свобода художественного и научного творчества; религиозные; нравственные; эстетические; философские. Внутринаучные ценности – образцы описания, объяснения, научного доказательства.

Сциентизм и антисциентизм.

В современной культуре отчетливо проявила себя дилемма мировоззренческой ориентации: сциентизм-антисциентизм, что имеет непосредственное отношение к проблеме соотношения науки и искусства.

Сциентизм сложился в рамках позитивистской традиции и представляет собой мировоззренческую позицию, согласно которой конкретно-научное знание в наличной совокупности его результатов и способов их получения является наивысшей культурной ценностью и достаточным условием мировоззренческой ориентации человека. Характерно: преувеличение роли науки в познании окружающего мира и человека, объявление ее вершиной развития культуры, убеждение в ненужности других сфер культуры (О. Конт), т.к. наука более успешно выполняет все культурные функции многообразного духовного мира человечества.

Антисциентизм основан на недоверии к возможностям науки и разума, на критике научных методов познания. Предпочтение здесь отдается вненаучным средствам освоения бытия, особенно мифу, символу, искусству. Антисциентистское направление развивалось в 19 - 20 вв. в концепциях таких западноевропейских мыслителей, как Ф.Шеллинг, А. Шопенгауер, С. Кьерксгор, Ф.Ницше, Э.Гуссерль, М.Хайдеггер, К.Ясперс. А.Бергсон (учение о художественной интуиции, имеющей, по его мнению неоспоримое преимущество перед практическим интеллектом и способной приоткрывать занавес над тайнами бытия).