logo
Вопрос философия шпаргалки

11.Аспекты бытия науки: система знаний, академическая система и социальный институт, вид деятельности.

Можно говорить о следующих аспектах бытия науки: наука – это научно исследовательская деятельность, наука – это научное знание, наука – это академическая система и особый социальный институт. Рассмотрим названные аспекты бытия науки.

  1. наука как система знаний (как специфический тип знания).

  2. наука как вид деятельности (как процесс получения нового знания)

  3. наука как социальный институт

  4. наука как особая область и сторона культуры.

Наука как система знаний – это особое знание, получаемое и фиксируемое специфическими науч. методами и средствами (анализ, синтез, абстрагирование, системное наблюдение, эксперимент). Важнейшие формы и компоненты науки как особого знания: теории, дисциплины, области исследования, области наук (физ-е, исторические, математические), научные законы, гипотезы.

Наука как вид деятельности – это специфический вид когнитивной активности, предметом, которой явл. множество возможных объектов (эмпир-х и теор-х). Цель – производство знания о свойствах, отношениях и закономерностях объектов. Средства деятельности – соответствующие методы и процедуры эмпирического и теоретического исследования.

Отличительные свойства:

  1. объектная предметность (эмпир-я и/или теор-я)

  2. направленность на творчество

  3. общезначимость

  4. обоснованность (эмпир-я, теор-я)

  5. точность полученных результатов

  6. верифицируемость (эмпир-я, логическая)

  7. воспроизводимость предметознания и его результатов (принципиально бесконечное)

  8. объективная истинность. Истина (по Аристотелю) – адекватное соответствие знаний действ-му соотношению вещей. Виды истин: субъективная истина (это некоторое знание, признанное истинным в результате соглашения определенной группы людей), эмпиристская истина (знание, которое проверяется с помощью непосредственного обращения к действительности), формально-логическое знание (обоснованное посредством выведения из общих теорет-х положений, аксиом), прагматическая истина, объективная истина.

  9. полезность (праксеологичность) - может быть практич-й и теорет-й.

Наука как социальный институт – это профессионально организованное функционирование научного сообщества, эффективное регулирование взаимоотношений между его членами, а также м/у наукой, обществом и государством с помощью специф –ой системы внутренних ценностей, присущих данной социальной структуре, с помощью науч. технической политики общества и государства, а кроме того. С помощью соотв-щей системы законодательных норм (гражданского, хоз-го права и т.д.).

Ценностные эмпиративы науки, как социальной структуры (социальная самооценочность науки): универсализм, коллективизм, бескорыстность, организ–ый скептицизм, рационализм (в том смысле в каком он принимается на данном этапе научного развития), эмоциональная нейтральность.