logo
Вопрос философия шпаргалки

29. Вопрос о «начале» науки. Наука и преднаука.

Среди специалистов нет единства в ответе на вопрос когда сформировалась наука. По этому вопросу существуют три точки зрения.

3 – я точка зрения: наука – ровесница человека как мыслящего существа, наука позитивное знание о мире. Понимание науки отождествляет науку со знанием.

1 – я точка зрения: наука сформировалась в Античности в 7 – 4 в. до н. э. Систематизация, становление геометрии, механики Архимеда, Логика у Аристотеля – её элементы у Парменида и Зенона и т. д.

2 – я точка зрения: её сторонники отстаивают идею, что наука сформировалась на гране эпохи Возрождения и Нового времени 16 – 17 века.

Компромиссная точка зрения. В становлении науки имели место 2 волны:

1) Античность – становление 1 – ых наук. Наука – характеризуется чрезвычайно узким кругом приверженцев, потерей многих достижений, тогда не сформировалась наука как особый социальный институт.

2) Характеризуется становлением экспериментального систематизированного естествознания. Становление науки как особого социального института. Стремительный прогресс, аутомизация науки – самостоятельность начало науки Античность 7 – 4 в. до н. э. Что предшествовало науке? Появлению науки предшествовало то, что можно назвать, донаучным, преднаучным, протонаучным знанием.

Два момента отличающих донаучное знание от научного.

1) Донаучное знание не образует самостоятельного царства, а входит в состав религиозно мифологического, логического комплекса. Донаучное знание является элементом религиозно – мифологического мировоззрения. Знание о небесных светилах. Таких знаний накоплено огромное количество: культура междуречья (шумеры), культуры Центральноамериканские (майя, ацтеки, инки). Там нет знаний о небесных светилах как о планетах или звёздах. Эти знания служат для того чтобы давать соответствующие логические рекомендации. По этим знаниям проводятся соответствующие ритуалы.

2) Многообразные знания, которыми обладали шаманы жрецы колдуны о способах различных вещей, способах воздействия на психику людей. Эти знания служили практическими, магическими, обрядовыми знаниями.

Отсутствие теоретических объектов, практический, рецептурный характер, донаучного знания.

Пример: Построить прямоугольный треугольник. Решение отложить 3, 4, 5.

Донаучное знание необходимо оценивать достаточно высоко от прямолинейного прогрессивизма, чем выше, тем лучше. От этой точки зрения нужно избавляться.

1 Наука вырастает из донаучного знания.

2 Люди многие тысячелетия жили руководствуясь донаучными знаниями.

3 Оно содержит множество тонких и точных наблюдений, рецептов и технологий.

Вопрос о начале науки. Наука и преднаука

Выделяют 2 этапа в развитии науки: стадия возникновения науки или преднаука и наука в собственном смысле или развитая наука

Эволюция науки:

1. преднаука (возникновение, становление)

2. формирование основ классич науки (Кеплер, Евклид, Пифагор, Галилей, Кеплер и др.)

3. классич естествознание (ньютон, ф.бэкон, .лейбниц)

4. неклассич наука. Квантовая механика, теория относительности(Вернер Гейзенберг, Шредингер, Дирак – кв.мех, Эйнштейн – т.относит. )

5. постнеклассич наука (синергетика – герман хакен – феномен самоорганизации, пригожин – теория диссипативных структур, теория динамического хаоса, теория нелинейности и др.)