29. Вопрос о «начале» науки. Наука и преднаука.
Среди специалистов нет единства в ответе на вопрос когда сформировалась наука. По этому вопросу существуют три точки зрения.
3 – я точка зрения: наука – ровесница человека как мыслящего существа, наука позитивное знание о мире. Понимание науки отождествляет науку со знанием.
1 – я точка зрения: наука сформировалась в Античности в 7 – 4 в. до н. э. Систематизация, становление геометрии, механики Архимеда, Логика у Аристотеля – её элементы у Парменида и Зенона и т. д.
2 – я точка зрения: её сторонники отстаивают идею, что наука сформировалась на гране эпохи Возрождения и Нового времени 16 – 17 века.
Компромиссная точка зрения. В становлении науки имели место 2 волны:
1) Античность – становление 1 – ых наук. Наука – характеризуется чрезвычайно узким кругом приверженцев, потерей многих достижений, тогда не сформировалась наука как особый социальный институт.
2) Характеризуется становлением экспериментального систематизированного естествознания. Становление науки как особого социального института. Стремительный прогресс, аутомизация науки – самостоятельность начало науки Античность 7 – 4 в. до н. э. Что предшествовало науке? Появлению науки предшествовало то, что можно назвать, донаучным, преднаучным, протонаучным знанием.
Два момента отличающих донаучное знание от научного.
1) Донаучное знание не образует самостоятельного царства, а входит в состав религиозно мифологического, логического комплекса. Донаучное знание является элементом религиозно – мифологического мировоззрения. Знание о небесных светилах. Таких знаний накоплено огромное количество: культура междуречья (шумеры), культуры Центральноамериканские (майя, ацтеки, инки). Там нет знаний о небесных светилах как о планетах или звёздах. Эти знания служат для того чтобы давать соответствующие логические рекомендации. По этим знаниям проводятся соответствующие ритуалы.
2) Многообразные знания, которыми обладали шаманы жрецы колдуны о способах различных вещей, способах воздействия на психику людей. Эти знания служили практическими, магическими, обрядовыми знаниями.
Отсутствие теоретических объектов, практический, рецептурный характер, донаучного знания.
Пример: Построить прямоугольный треугольник. Решение отложить 3, 4, 5.
Донаучное знание необходимо оценивать достаточно высоко от прямолинейного прогрессивизма, чем выше, тем лучше. От этой точки зрения нужно избавляться.
1 Наука вырастает из донаучного знания.
2 Люди многие тысячелетия жили руководствуясь донаучными знаниями.
3 Оно содержит множество тонких и точных наблюдений, рецептов и технологий.
Вопрос о начале науки. Наука и преднаука
Выделяют 2 этапа в развитии науки: стадия возникновения науки или преднаука и наука в собственном смысле или развитая наука
Эволюция науки:
1. преднаука (возникновение, становление)
2. формирование основ классич науки (Кеплер, Евклид, Пифагор, Галилей, Кеплер и др.)
3. классич естествознание (ньютон, ф.бэкон, .лейбниц)
4. неклассич наука. Квантовая механика, теория относительности(Вернер Гейзенберг, Шредингер, Дирак – кв.мех, Эйнштейн – т.относит. )
5. постнеклассич наука (синергетика – герман хакен – феномен самоорганизации, пригожин – теория диссипативных структур, теория динамического хаоса, теория нелинейности и др.)
- 1. Предмет и основные проблемы истории науки.
- 2. Взаимоотношения истории науки и других исторических наук.
- 3. Взаимоотношения истории науки и философии науки.
- 4. Основные этапы развития истории науки. Современное состояние истории науки.
- 5. Философия науки как специализированная философская дисциплина. Место Философии науки в системе философии.
- 6. Основные проблемы философии науки
- 7. Основные этапы в развитии философии науки.
- 8.Современная западная философия науки (к. Поппер, и. Лакатос, т. Кун, п. Фейерабенд и др.).
- 9.Современная отечественная философия науки (в.С. Стёпин, п.П. Гайденко, л.А. Микешина, в.В. Ильин, а. Л. Никифоров, с. А. Лебедев и др).
- 10.Взаимоотношения философии науки и науковедения, социологии науки, психологии научного творчества.
- 11.Аспекты бытия науки: система знаний, академическая система и социальный институт, вид деятельности.
- 12. Субъект, объект и предмет научного познания.
- 13. Критерии научности (логические, эмпирические, другие). Идеалы и нормы научности.
- 14. Особенности языка науки.
- 15.Наука и вненаучные формы познания и знания.
- 16. Наука как феномен культуры. Культурно-историческое многообразие форм бытия науки.
- 17. Наука и философия.
- 18. Наука и искусство.
- 19.Наука и религия.
- 20. Наука и политика.
- 21. Наука и экономика
- 22. Формы организации науки: научное сообщество, научная школа, научное направление.
- 23. Социальные характеристики научной профессии.
- 24.Философские и социальные аспекты интеллектуальной собственности.
- 25. Наука и техника.
- 26. Наука и образование.
- 27.Онтологические, гносеологические, социокультурные основания многообразия наук. Проблема классификации наук.
- 28. Проблематика единства наук.
- 29. Вопрос о «начале» науки. Наука и преднаука.
- 30. Основные этапы в развитии науки. Исторические типы научной рациональности.
- 31.Основные характеристики классической науки.
- 32.Особенности неклассической науки
- 33.Своеобразие постнеклассической науки
- 34. Движущие силы развития науки. Внутренние и внешние детерминанты развития науки.
- 35.Дифференциация и интеграция в развитии науки. Неравномерность развития различных научных направлений и дисциплин.
- 36. Преемственность и инновации в развитии научного знания. Традиции в развитии науки, стили научного мышления и творчество в науке.
- 37.Эволюция и революция в развитии науки
- 38.Современный этап в развитии науки: достижения, проблемы, тенденции и перспективы.
- 39.Уровни научного знания. Соотношения эмпирического и теоретического уровней научного познания и знания.
- 40.Понятие метода научного познания. Уровни методологии научного познания. Специальнонаучные и общенаучные методы познания.
- 41. Методы и средства эмпирического познания: наблюдение, эксперимент, измерение. Роль приборов в современном научном познании.К эмпирическим методам относятся: наблюдение, эксперимент, измерение.
- 42.Методы и средства теоретического познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение и классификация, абстрагирование и идеализация, формализация и аксиоматизация.
- 43.Роль моделей в научном познании, их классификация.
- 44. Методология естественных наук.
- 45.Методология логико-математических наук.
- 46.Методология технических наук.
- 48.Методология социально-экономических наук.
- 49. Методология гуманитарных наук.
- 50. Формы научного знания: факт, эмпирическое обобщение, проблема, гипотеза, идея, закон, аксиома, теорема.
- 51.Высшие формы систематизации научного знания: теория, концепция, научная картина мира.
- 52.Взаимоотношения фундаментальной и прикладной науки.
- 53.Проблема научного прогнозирования будущего. Типы и методы прогнозирования.
- 54. Наука как ценность. Социальные и культурогенные функции науки. Противоречивость социальных последствий внедрения научных достижений. Сциентизм и антисциентизм.
- 55.Проблема истины в науке. Основные концепции истинности научного знания (классическая, когерентная, прагматистская, конвенционалистская). Верфикационизм. Фальсификационизм.
- 56. Этика науки. Свобода научного творчества и нравственная ответственность научных работников. Необходимость ценностно-смысловых ориентаций научного творчества на современном этапе развития науки.
- 57. Эстетика науки.