57. Эстетика науки.
Слово «эстетика» происходит от греческого «aesthetic» и в переводе означает «чувственный», «чувствующий», «постигаемый или познаваемый с помощью чувств», что и дало в дальнейшей истории философии основание говорить о чувственном, или эмпирическом, и о рациональном, или теоретическом, познании. Сегодня можно утверждать, что весь опыт непосредственного взаимодействия человека с природой, как бы он не именовался в разные древние времена у разных родов, племён, а позднее и у этнических и прочих социальных образований и сообществ внутри государственных структур, постепенно подготавливал человека к выделению, а затем и к разделению чувственного и появившегося при становлении способностей его осмысления рационального опыта как результата совместной, синтезированной чувственной и умственной деятельности человеческого мозга.
Вся известная на сегодняшний день история духовного и творчески-созидательного развития человечества говорит, таким образом, о том, что для человека действенным объектом внимания (и чувственно-эмоционального, и умственно-интеллектуального, и деятельностно-преобразующего или творческого) стали весь окружающий мир и сам человек со всеми им познанными и ещё только познаваемыми тайнами. И поэтому ограничивать предмет эстетики только раскрытием сущности и эстетико-художественных тайн искусства, как это делали Гегель, Винкельман, Тэн, а внастоящее время – Кривцун в учебнике «Эстетика», неправомерно ни с теоретической, ни с практической точки зрения.
Если эстетика займёт когда-нибудь такую позицию, она оставит вне сферы своего влияния практически все виды человеческой деятельности, кроме художественной, которой профессионально и даже самодеятельно занимается лишь небольшая часть человечества
Красота и прекрасное во все времена и для всех племён и народов означает приблизительно одно и то же, поскольку эстетика выполняет в мире одну из самых значимых для всего человечества функций – она на чувственно-эмоциональном уровне (самом приемлемом и значимом для всех) и на рационально-интеллектуальном уровне объединяет всех людей, делая их терпимыми, то есть толерантными.
Как философская наука эстетика просто не может иметь дело с какой-либо одной или несколькими сторонами мира и универсума, но только со всем миром и уневерсумом как целостными материально-идеальными или вещественно-духовными явлениями, с которыми взаимодействуют человек так же, как целостное всесторонне развитое существо, способное взаимодействовать на разумных, то есть ориентированных на достижение гармонических и совершенных результатов, приводящих человека в высшее духовное эмоционально-чувственное и интеллектуальное состояние, которое и представляется прекрасным, эстетическим состоянием, когда и в чувствах, и в разуме царит порядок.
Синергетика сегодня и метод эстетического исследования, и особый – синтетический – тип, и форма рефлексии. У эстетически и художественно развитого человека при восприятии или творении искусства возникают умные эмоции.
Историки науки отмечают и такую интересную закономерность научного творчества, как его подверженность влиянию красоты. По убеждению Т. Куна, например, триумф новой теории происходит зачастую благодаря ее эстетическим данным. Э. Панофский, исследуя творчество Галилея, приходит к убеждению о влиянии эстетических взглядов мыслителя на его научные открытия.
В деонтологической ипостаси наука являет собой область функционирования определенных моральных норм. Философия науки в деонтологическом ракурсе, соответственно, есть научная этика - достаточно разветвленная сфера знания. Ее можно разграничить на некоторые части, разделы.
Один их них - этос научного творчества. Этот раздел обращен к изучению проблемы творческой свободы и социальной ответственности ученого; в науке сложилась традиция именовать его кодексом научной честности. Р. Мертон формулирует основные принципы кодекса научной честности: принцип универсализма, из которого следует, что истинность научных утверждений оценивается независимо от возраста, пола, расы, авторитета, титулов и званий тех, кто их выдвигает; принцип общности утверждает недопустимость монополий в науке (что не отрицает авторского права); принцип незаинтересованности, согласно которому первичным стимулом деятельности ученого является, свободный от соображений личной пользы, бескорыстный поиск истины; принцип организованного скептицизма отвергает стратегию слепого подчинения авторитету предшественников как ненаучную.
Другой раздел научной этики - этические нормы жизни научного сообщества. Значимость этого раздела определяется тем фактом, что творческие потенции лучше всего развиваются там, где существует подлинное уважение к творчеству, наличие благожелательной атмосферы. Окрашенная в агрессивные тона конкуренция, зависть, рождающая тип поведения, названный Хаксли "публичной воинственной пляской", всегда деструктивна, несовместима с достоинством науки. Собственно говоря, одна из целей научной этики как дисциплины связана с преодолением таких рудиментов культуры, доставшихся нам от прошлого, как оскорбления и перебранки, интриги и шельмования. Особую важность в этой связи приобретает воспитание культуры научной дискуссии. Главная заповедь любого научного спора - выявление того, что правильно, а не того, кто прав.
- 1. Предмет и основные проблемы истории науки.
- 2. Взаимоотношения истории науки и других исторических наук.
- 3. Взаимоотношения истории науки и философии науки.
- 4. Основные этапы развития истории науки. Современное состояние истории науки.
- 5. Философия науки как специализированная философская дисциплина. Место Философии науки в системе философии.
- 6. Основные проблемы философии науки
- 7. Основные этапы в развитии философии науки.
- 8.Современная западная философия науки (к. Поппер, и. Лакатос, т. Кун, п. Фейерабенд и др.).
- 9.Современная отечественная философия науки (в.С. Стёпин, п.П. Гайденко, л.А. Микешина, в.В. Ильин, а. Л. Никифоров, с. А. Лебедев и др).
- 10.Взаимоотношения философии науки и науковедения, социологии науки, психологии научного творчества.
- 11.Аспекты бытия науки: система знаний, академическая система и социальный институт, вид деятельности.
- 12. Субъект, объект и предмет научного познания.
- 13. Критерии научности (логические, эмпирические, другие). Идеалы и нормы научности.
- 14. Особенности языка науки.
- 15.Наука и вненаучные формы познания и знания.
- 16. Наука как феномен культуры. Культурно-историческое многообразие форм бытия науки.
- 17. Наука и философия.
- 18. Наука и искусство.
- 19.Наука и религия.
- 20. Наука и политика.
- 21. Наука и экономика
- 22. Формы организации науки: научное сообщество, научная школа, научное направление.
- 23. Социальные характеристики научной профессии.
- 24.Философские и социальные аспекты интеллектуальной собственности.
- 25. Наука и техника.
- 26. Наука и образование.
- 27.Онтологические, гносеологические, социокультурные основания многообразия наук. Проблема классификации наук.
- 28. Проблематика единства наук.
- 29. Вопрос о «начале» науки. Наука и преднаука.
- 30. Основные этапы в развитии науки. Исторические типы научной рациональности.
- 31.Основные характеристики классической науки.
- 32.Особенности неклассической науки
- 33.Своеобразие постнеклассической науки
- 34. Движущие силы развития науки. Внутренние и внешние детерминанты развития науки.
- 35.Дифференциация и интеграция в развитии науки. Неравномерность развития различных научных направлений и дисциплин.
- 36. Преемственность и инновации в развитии научного знания. Традиции в развитии науки, стили научного мышления и творчество в науке.
- 37.Эволюция и революция в развитии науки
- 38.Современный этап в развитии науки: достижения, проблемы, тенденции и перспективы.
- 39.Уровни научного знания. Соотношения эмпирического и теоретического уровней научного познания и знания.
- 40.Понятие метода научного познания. Уровни методологии научного познания. Специальнонаучные и общенаучные методы познания.
- 41. Методы и средства эмпирического познания: наблюдение, эксперимент, измерение. Роль приборов в современном научном познании.К эмпирическим методам относятся: наблюдение, эксперимент, измерение.
- 42.Методы и средства теоретического познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение и классификация, абстрагирование и идеализация, формализация и аксиоматизация.
- 43.Роль моделей в научном познании, их классификация.
- 44. Методология естественных наук.
- 45.Методология логико-математических наук.
- 46.Методология технических наук.
- 48.Методология социально-экономических наук.
- 49. Методология гуманитарных наук.
- 50. Формы научного знания: факт, эмпирическое обобщение, проблема, гипотеза, идея, закон, аксиома, теорема.
- 51.Высшие формы систематизации научного знания: теория, концепция, научная картина мира.
- 52.Взаимоотношения фундаментальной и прикладной науки.
- 53.Проблема научного прогнозирования будущего. Типы и методы прогнозирования.
- 54. Наука как ценность. Социальные и культурогенные функции науки. Противоречивость социальных последствий внедрения научных достижений. Сциентизм и антисциентизм.
- 55.Проблема истины в науке. Основные концепции истинности научного знания (классическая, когерентная, прагматистская, конвенционалистская). Верфикационизм. Фальсификационизм.
- 56. Этика науки. Свобода научного творчества и нравственная ответственность научных работников. Необходимость ценностно-смысловых ориентаций научного творчества на современном этапе развития науки.
- 57. Эстетика науки.