logo
Вопрос философия шпаргалки

14. Особенности языка науки.

Усвоение проблемы языка в познавательной деятельности даёт возможность осознать фундаментальную роль языка в становлении и развитии знаний, адекватном отражении реальности, в овладении способом теоретического мышления, в формировании культуры интеллектуальной деятельности.

Пониманию смысла и назначения языка в значительной степени поможет обращение к проблеме происхождения языка. Исторически развитие звукового языка шло и не могло не идти одновременно с развитием коллективного процесса труда, оказывая огромное влияние на организацию общественных отношений и на формирование внутреннего мира человека. Люди с самого начала коллективного трудового действия должны были как-то сигнализировать друг другу о своих действиях, о том, что сделано и что необходимо сделать. Постепенно складывалось целая система знаков, регулирующая практические действия и взаимоотношения людей. В самой системе знаков стали складываться правила их объединения и сочетания, которые никто не выдумывал, не привносил в данную систему. Одни звуки – сигналы сочетали с другими, следуя «приказам» объективной практической ситуации. Структура человеческих отношений в процессе действия получала как бы «второе» выражение в структуре взаимосвязей языковых знаков.

Т.е. язык выступает не только как средство общения людей, он выступает и как фрма человеческого познания и мышления так же не отделённого ещё от материального производства. Он становится формой, носителем сознательного обобщения действительности. Проблема содержания и формы языка, смысла и значений является важной проблемой для понимания сущности и значения языка в познавательной деятельности.

Велика роль единицы языка

Под единицей языка мы подразумеваем такой продукт анализа, который в отличие от элементов, обладает всеми основными свойствами, присущими целому. Единица может быть найдена во внутренней стороне слова – в его значении. Слово всегда относится не к одному какому-нибудь предмету, а к целой группе или к целому классу предметов. В силу этого каждое слово представляет собой скрытое обобщение, всякое слово уже обобщает. Но обобщение есть чрезвычайный словесный акт мысли, отражающий действительность совершенно иначе, чем она отражается в непосредственных ощущениях и восприятиях. Мысль не состоит из отдельных слов. Мысль содержится в уме как целое, а отнюдь не возникает постепенно отдельными единицами.

Различие между научным и обыденным знанием существует; имеется оно и в языке.

Язык современной науки становится всё более искусственным, формализованным, а обыденное знание остаётся на уровне естественного языка. Научное и обыденное знание едины в смысле их направленности на объект, Научное знание, какую бы форму оно не принимало, как бы его язык не был формализован, своим содержанием имеет объективную реальность, её явления, процессы, свойства и закономерности, как и обыденное, с той лишь разницей, что первое глубже охватывает эту реальность, чем второе.

Вместе с тем, оно многим отличается от обыденного знания – своей полнотой, конкретностью и т. п. Что касается языка научного знания, то он также направлен на то, чтобы проблемы отражения объективной реальности в знании решались эффективно, чтобы оно было более точным и глубоким.

Вывод: У каждой науки имеются свой особый язык, своя система понятий. Довольно значительны вариативность и в стилистике, и в степени строгости рассуждений. Чтобы убедиться в этом, достаточно сопоставить математические или физические научные тексты с текстами, относящимися к гуманитарным или общественным наукам. Эти познания определяются не только спецификой самих предметных областей, но и уровнем развития науки в целом. Надо иметь в виду, что науки развиваются не изолированно друг от друга. В науке в целом происходит постоянное взаимопроникновение методов и средств отдельных наук. Поэтому развитие конкретной области науки осуществляется не только за счёт выработанных в ней приёмов, методов и средств познания, но и за счёт постоянного заимствования научного арсенала из других наук.

Итак, важнейшим средством научного познания, несомненно, является язык науки. Это, конечно, и специфическая лексика, и особая стилистика. Для языка науки характерны определённость используемых понятий и терминов, стремление к чёткости и однозначности утверждений, к строгой логичности в изложении всего материала.

Язык философии генетически связан с обыденным языком и языком науки. Язык науки и язык философии представляет собой высший уровень развития человеческого языка, человеческой мысли. Но если обыденный язык (особенно на первых этапах становления человечества) – это до некоторой степени, язык констатирующий, язык частно-научных знаний – язык систем, язык движения мысли, то язык философии - язык диалектической логики, язык развития мысли.

Язык хранит в своих «недрах» определённое количество знания, как непосредственного, так и опосредованного.

Первый вид знаний – непосредственное знание характеризуется тем, что осознаётся людьми именно в качестве знания. Его собирают, хранят и используют. Его проверяют, критикуют и от него избавляются. Оно подразделяется на теоретическое и прикладное, рациональное и чувственное.

Второй – опосредованный – тип знания не осознаётся человеком именно как знание. Это знание «скрывается» за теми символами, которыми обусловлено мышление человека и его действия.

Проблема языка философии является одной из важнейших проблем в курсе философии, она даёт возможность осознать роль научных понятий, философских категорий в познании сущности мира, в развитии творческого мышления.