14. Особенности языка науки.
Усвоение проблемы языка в познавательной деятельности даёт возможность осознать фундаментальную роль языка в становлении и развитии знаний, адекватном отражении реальности, в овладении способом теоретического мышления, в формировании культуры интеллектуальной деятельности.
Пониманию смысла и назначения языка в значительной степени поможет обращение к проблеме происхождения языка. Исторически развитие звукового языка шло и не могло не идти одновременно с развитием коллективного процесса труда, оказывая огромное влияние на организацию общественных отношений и на формирование внутреннего мира человека. Люди с самого начала коллективного трудового действия должны были как-то сигнализировать друг другу о своих действиях, о том, что сделано и что необходимо сделать. Постепенно складывалось целая система знаков, регулирующая практические действия и взаимоотношения людей. В самой системе знаков стали складываться правила их объединения и сочетания, которые никто не выдумывал, не привносил в данную систему. Одни звуки – сигналы сочетали с другими, следуя «приказам» объективной практической ситуации. Структура человеческих отношений в процессе действия получала как бы «второе» выражение в структуре взаимосвязей языковых знаков.
Т.е. язык выступает не только как средство общения людей, он выступает и как фрма человеческого познания и мышления так же не отделённого ещё от материального производства. Он становится формой, носителем сознательного обобщения действительности. Проблема содержания и формы языка, смысла и значений является важной проблемой для понимания сущности и значения языка в познавательной деятельности.
Велика роль единицы языка
Под единицей языка мы подразумеваем такой продукт анализа, который в отличие от элементов, обладает всеми основными свойствами, присущими целому. Единица может быть найдена во внутренней стороне слова – в его значении. Слово всегда относится не к одному какому-нибудь предмету, а к целой группе или к целому классу предметов. В силу этого каждое слово представляет собой скрытое обобщение, всякое слово уже обобщает. Но обобщение есть чрезвычайный словесный акт мысли, отражающий действительность совершенно иначе, чем она отражается в непосредственных ощущениях и восприятиях. Мысль не состоит из отдельных слов. Мысль содержится в уме как целое, а отнюдь не возникает постепенно отдельными единицами.
Различие между научным и обыденным знанием существует; имеется оно и в языке.
Язык современной науки становится всё более искусственным, формализованным, а обыденное знание остаётся на уровне естественного языка. Научное и обыденное знание едины в смысле их направленности на объект, Научное знание, какую бы форму оно не принимало, как бы его язык не был формализован, своим содержанием имеет объективную реальность, её явления, процессы, свойства и закономерности, как и обыденное, с той лишь разницей, что первое глубже охватывает эту реальность, чем второе.
Вместе с тем, оно многим отличается от обыденного знания – своей полнотой, конкретностью и т. п. Что касается языка научного знания, то он также направлен на то, чтобы проблемы отражения объективной реальности в знании решались эффективно, чтобы оно было более точным и глубоким.
Вывод: У каждой науки имеются свой особый язык, своя система понятий. Довольно значительны вариативность и в стилистике, и в степени строгости рассуждений. Чтобы убедиться в этом, достаточно сопоставить математические или физические научные тексты с текстами, относящимися к гуманитарным или общественным наукам. Эти познания определяются не только спецификой самих предметных областей, но и уровнем развития науки в целом. Надо иметь в виду, что науки развиваются не изолированно друг от друга. В науке в целом происходит постоянное взаимопроникновение методов и средств отдельных наук. Поэтому развитие конкретной области науки осуществляется не только за счёт выработанных в ней приёмов, методов и средств познания, но и за счёт постоянного заимствования научного арсенала из других наук.
Итак, важнейшим средством научного познания, несомненно, является язык науки. Это, конечно, и специфическая лексика, и особая стилистика. Для языка науки характерны определённость используемых понятий и терминов, стремление к чёткости и однозначности утверждений, к строгой логичности в изложении всего материала.
Язык философии генетически связан с обыденным языком и языком науки. Язык науки и язык философии представляет собой высший уровень развития человеческого языка, человеческой мысли. Но если обыденный язык (особенно на первых этапах становления человечества) – это до некоторой степени, язык констатирующий, язык частно-научных знаний – язык систем, язык движения мысли, то язык философии - язык диалектической логики, язык развития мысли.
Язык хранит в своих «недрах» определённое количество знания, как непосредственного, так и опосредованного.
Первый вид знаний – непосредственное знание характеризуется тем, что осознаётся людьми именно в качестве знания. Его собирают, хранят и используют. Его проверяют, критикуют и от него избавляются. Оно подразделяется на теоретическое и прикладное, рациональное и чувственное.
Второй – опосредованный – тип знания не осознаётся человеком именно как знание. Это знание «скрывается» за теми символами, которыми обусловлено мышление человека и его действия.
Проблема языка философии является одной из важнейших проблем в курсе философии, она даёт возможность осознать роль научных понятий, философских категорий в познании сущности мира, в развитии творческого мышления.
- 1. Предмет и основные проблемы истории науки.
- 2. Взаимоотношения истории науки и других исторических наук.
- 3. Взаимоотношения истории науки и философии науки.
- 4. Основные этапы развития истории науки. Современное состояние истории науки.
- 5. Философия науки как специализированная философская дисциплина. Место Философии науки в системе философии.
- 6. Основные проблемы философии науки
- 7. Основные этапы в развитии философии науки.
- 8.Современная западная философия науки (к. Поппер, и. Лакатос, т. Кун, п. Фейерабенд и др.).
- 9.Современная отечественная философия науки (в.С. Стёпин, п.П. Гайденко, л.А. Микешина, в.В. Ильин, а. Л. Никифоров, с. А. Лебедев и др).
- 10.Взаимоотношения философии науки и науковедения, социологии науки, психологии научного творчества.
- 11.Аспекты бытия науки: система знаний, академическая система и социальный институт, вид деятельности.
- 12. Субъект, объект и предмет научного познания.
- 13. Критерии научности (логические, эмпирические, другие). Идеалы и нормы научности.
- 14. Особенности языка науки.
- 15.Наука и вненаучные формы познания и знания.
- 16. Наука как феномен культуры. Культурно-историческое многообразие форм бытия науки.
- 17. Наука и философия.
- 18. Наука и искусство.
- 19.Наука и религия.
- 20. Наука и политика.
- 21. Наука и экономика
- 22. Формы организации науки: научное сообщество, научная школа, научное направление.
- 23. Социальные характеристики научной профессии.
- 24.Философские и социальные аспекты интеллектуальной собственности.
- 25. Наука и техника.
- 26. Наука и образование.
- 27.Онтологические, гносеологические, социокультурные основания многообразия наук. Проблема классификации наук.
- 28. Проблематика единства наук.
- 29. Вопрос о «начале» науки. Наука и преднаука.
- 30. Основные этапы в развитии науки. Исторические типы научной рациональности.
- 31.Основные характеристики классической науки.
- 32.Особенности неклассической науки
- 33.Своеобразие постнеклассической науки
- 34. Движущие силы развития науки. Внутренние и внешние детерминанты развития науки.
- 35.Дифференциация и интеграция в развитии науки. Неравномерность развития различных научных направлений и дисциплин.
- 36. Преемственность и инновации в развитии научного знания. Традиции в развитии науки, стили научного мышления и творчество в науке.
- 37.Эволюция и революция в развитии науки
- 38.Современный этап в развитии науки: достижения, проблемы, тенденции и перспективы.
- 39.Уровни научного знания. Соотношения эмпирического и теоретического уровней научного познания и знания.
- 40.Понятие метода научного познания. Уровни методологии научного познания. Специальнонаучные и общенаучные методы познания.
- 41. Методы и средства эмпирического познания: наблюдение, эксперимент, измерение. Роль приборов в современном научном познании.К эмпирическим методам относятся: наблюдение, эксперимент, измерение.
- 42.Методы и средства теоретического познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение и классификация, абстрагирование и идеализация, формализация и аксиоматизация.
- 43.Роль моделей в научном познании, их классификация.
- 44. Методология естественных наук.
- 45.Методология логико-математических наук.
- 46.Методология технических наук.
- 48.Методология социально-экономических наук.
- 49. Методология гуманитарных наук.
- 50. Формы научного знания: факт, эмпирическое обобщение, проблема, гипотеза, идея, закон, аксиома, теорема.
- 51.Высшие формы систематизации научного знания: теория, концепция, научная картина мира.
- 52.Взаимоотношения фундаментальной и прикладной науки.
- 53.Проблема научного прогнозирования будущего. Типы и методы прогнозирования.
- 54. Наука как ценность. Социальные и культурогенные функции науки. Противоречивость социальных последствий внедрения научных достижений. Сциентизм и антисциентизм.
- 55.Проблема истины в науке. Основные концепции истинности научного знания (классическая, когерентная, прагматистская, конвенционалистская). Верфикационизм. Фальсификационизм.
- 56. Этика науки. Свобода научного творчества и нравственная ответственность научных работников. Необходимость ценностно-смысловых ориентаций научного творчества на современном этапе развития науки.
- 57. Эстетика науки.