Философия и наука. Проблема взаимосвязи.
Общее у философии и науки:
-
И философия и наука рациональны, последовательны, логичны. И философ и ученый нацелены на обоснование, самокритичность.
-
Есть общие методы – индукция, дедукция, абстрагирование, аналогия, анализ/синтез.
-
Языки науки и философии схожи. И философия и наука используют язык понятий, чтобы знания передавались без потерь. язык понятий – стремление придать терминам, понятиям однозначность, определенность. язык так же и орудие познания.
-
Системность. И у философии и у науки есть свои теории, общие принципы и т.д.
Различия:
-
Разные предметы познания.
В науке – части действительности, класс изучаемых объектов. В философии – мир, человек и человек в мире.
-
Наука – не рефлективная форма познания, для ученого не характерно обращать внимание на процесс действия познания. (Пример: Математик не задумывается: ”Что есть число?”)
Философия – рефлективна (свое место в мире)
-
Цель науки- познавательная и прикладная.
Цель философии – знать, чтобы измениться, дух преображения.
-
Наука ценностно- нейтральна (не предлагает человеку ориентиры, ценности), а философские учения – ценностно-ориентированы
-
В науке ярко выражен кумулятивный характер(накопление методов, знаний, очевиден прогресс). В философии это гораздо меньше выражено.
-
Философские учения более плюралистичны. Нет признанной парадигмы. Ученые более единодушны, о многом договариваются.
Проблема взаимосвязи
Философы по-разному смотрели на эту взаимосвязь.
-
Гегель – философия это наука наук.
-
Конт – философия – донаучная форма познания, предшественница науки.
-
Позитивисты – философия – это не наука, а другая сфера познания.
-
Логические позитивисты – нужно строго разграничить науку и философию, очистить язык науки от философских привнесений. Научно то, что можно подтвердить опытом.
-
Постпозитивисты – философские основания в основании науки. Примеры: При формировании эволюционной теории Ч. Дарвина философским основанием была идея развития. Но также и новая научная теория может стать основой для возникновения новой философии.
-
Ницше- у философии мало связи с наукой.
-
К. Копер – Признак ненаучности философии – неопровержимость, в отличие от научной теории
-
Гусер – Философия должна быть наукой, ведь у нее есть предмет (сознание), есть методы и средства.( Это феноменология).
- 1. Понятие науки
- Философия и наука. Проблема взаимосвязи.
- 3. Наука, паранауки, квазинаука, лженаука.
- 4 Понятие метода. Классификация методов. Общенаучные методы эмпирического познания.
- 5. Методы эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент, измерение)
- 6 Общенаучные методы теоретического познания
- 8 Общенаучные методы, применяемые и на эмпирическом, и на теоретическом уровнях познания
- 7. Общенаучные методы научного познания: абстрагирование, идеализация, мысленный эксперимент.
- 9 Формы научного знания
- 10 Структура и функции научной теории. Познавательная ценность научной теории.
- 11. Основные исторические этапы в развитии науки. Понятие научной рациональности и её типология.
- 12 Становление науки античного периода.
- Наука средневекового периода исторического развития.
- 15. Механистическая картина мира
- 17. Зарождение и формирование эволюционных идей в науке.
- 16 Научные открытия конца 19 – начала 20 веков и их влияние на формирование неклассического типа научной рациональности. Своеобразие неклассического типа научной рациональности.
- 18. Научные открытия второй половины 20 века и их влияние на формирование постнеклассического типа научной рациональности. Особенность постнеклассического типа научной рациональности
- 19. Логика открытия: учения ф. Бэкона и р. Декарта
- 20. Образ науки в концепции логического позитивизма. Принцип верификации.
- 21. «Критический рационализм» к. Поппера. Идея роста научного знания и принцип фальсификации.
- 22. Концепция научных революций т. Куна. Понятие «парадигма».
- 23. Концепция развития науки и. Лакатоса.
- 24. Проблема истинности научного знания. Основные концепции истины в науке
- 25. Появление и развитие техники с древнейших времен и до эпохи Нового времени.
- 26 Развитие техники с эпохи Нового времени и до наших дней
- 28 Понятие техники
- 27 Специфика технических наук
- 29 Понимание сущности техники в концепциях х. Ортега-и-Гассета, ф. Дессауэр
- 30 Понимание сущности техники в концепциях о. Шпенглера, м. Хайдеггера
- 31 Становление науки как социального института
- 33 Научно-техническая революция и особенности современной техники
- 34 Место и роль науки в современном обществе. Сциентизм и антисциентизм
- 32. Коллективная деятельность в науке и ее функции.
- Понятие социального института науки и ее функции
- 35. Особенности математического знания. Онтологический статус математических объектов
- 36. Математика в системе наук. Роль математики в развитии научного знания.
- 14. Развитие науки в эпоху Возрождения и Нового времени