logo search
шпоры мои

30 Понимание сущности техники в концепциях о. Шпенглера, м. Хайдеггера

О. Шпенглер о сущности техники.

Подход Шпенглера к сущности техники опирается на представление, которое берёт своё начало в философии Ф. Ницше, представление, согласно которому жизнь проявляет себя, прежде всего, как воля к власти.

Мыслитель даёт следующее толкование сущности техники. «Техника есть тактика всей жизни в целом. Она представляет собой внутреннюю форму способа борьбы, который равнозначен самой жизни».

При этом мыслитель неоднократно подчёркивает, что технику ни в коем случае нельзя понимать инструментально: её цель не ограничивается созданием машин и инструментов. Особенную роль в создании новой техники играет способ обращения с ней. Речь здесь идёт главным образом не об оружии, а о борьбе.

Имеются бесчисленные техники без каких либо орудий: есть техника дипломатии, техника управления, как поддержания формы государства для борьбы в политической истории. При всякой борьбе наличие проблемы предполагает свою технику. Есть техника живописи, скачек, управления самолетом. И повсюду речь идёт не о вещах, а о целенаправленной деятельности».

В рассуждениях мыслителя, техника распространяется далеко за пределы человеческой жизни. Имеется своя техника у человека, но есть она и у животных и даже у растений, поскольку техника может проявляться повсюду, где только есть жизнь, а стало быть, и борьба.

Но в отличие от всех других живых существ техника человека вышла за пределы «принуждения вида». Иными словами, человек стал творцом тактики жизни.

«Человек, – пишет Шпенглер, – не только избирает себе оружие, он его изготавливает, согласно своим собственным соображениям» Человек идёт по пути отчуждения от всей природы.

Прослеживая все этапы в развитии техники, мыслитель, приходит к предсказанию, что непомерно возрастающая власть техники ведёт западную культуру к гибели, и это неотвратимо.

М. Хайдеггер о сущности техники. М. Хайдеггер – пожалуй, один из самых выдающихся мыслителей XX века. В статье «Вопрос о технике» он разворачивает оригинальный подход к вопросу о сущности техники.

Согласно его воззрениям, техника – это способ осуществления истины. Причём под истиной надо понимать не «правильное представление», а свершение события, когда эта истина раскрывается. Именно так осуществляет свою истину и природа – например, при распускании цветов. Именно так осуществляет свою истину и ремесленник, изготавливая руками какую-нибудь вещь.

«Сущность техники заключается тем самым вовсе не в операциях и манипуляциях, не в применении средств, а в раскрытии… Техника – это область, где сбывается истина».

Прежде техника была осторожным «раскрытием» таящихся в природе сил. Человек вверял природе свою судьбу, отдавал ей свои силы и принимал, как дары, как благосклонность её участие в трудовых свершениях. Сегодня же техника представляет собой «поставляющее производство», в котором нещадно эксплуатируются силы природы. Человек посредством техники создал целую сеть машин, цель которых состоит в извлечении максимума энергии…

Такое состояние современной техники, заявляет мыслитель, следует воспринимать как угрозу человеку, как обращенный к нему вызов… Человек рискует затеряться в «поставляющем производстве», в котором окажутся изгнанными все иные виды раскрытия. И, действительно, надо заметить, что техника подавляет все иные виды раскрытия бытия, которые имеются и в искусстве, и в религии, и в философии.